литературный журнал

VERBA

Линькова В. "Над огнем золотого цветка" // Verba. Выпуск 2 (№ 2), 2021


Выпуск 2 (№ 2)

Мастерская

pdf-версия рукописи

"Над огнем золотого цветка"

Линькова
Вера
Союз российских писателей (Москва),
nasto-08@mail.ru
Принята к публикации: 18.12.2021;

***

Дети солнечно- рыжего мёда

И коричнево-красной земли –

Мы сквозь плоть в темноте проросли

И огню наша сродна природа.

В звёздном улье  века и века,

Мы, как пчёлы у чресл Афродиты.

Вьёмся солнечной пылью повиты

Над огнём золотого цветка.

              Максимилиан  Волошин

Этими строками Максимилиана Волошина начинается последний выпуск международного поэтического альманаха «Кологод». В рубрике «Июль на глобусе» под славянским названием месяцеслова – «Кузовок» - сотни поэтов из разных стран мира выражают свой поэтический строй души. Здесь и стихи, и песни, и картинные галереи, и фото-поэзия. Словом,  люди «солнечной пылью повиты» трудятся в своём «звёздном улье» - «Над огнём золотого цветка». Этот уникальный проект задумала и воплотила в реальность Президент Международного Фестиваля русской поэзии и культуры в Израиле «Арфа Давида»  Людмила Чеботарёва. «Кологод» начинался с августа 20-ого года и завершился июлем 21-ого. 25 выпусков электронных  томов! Каждый выпуск открывает читателю гармонию огромного мира искусства. Здесь и национальные праздники, и удивительные моменты из жизни великих поэтов, композиторов, художников… Это настоящий мир познания через сферу искусства.

Почему я хочу сказать о том, как важен для каждого человека, пишущего стихи,  мир познания через сферу настоящего  искусства?

...  Наступают такие моменты, когда человеку вдруг захочется вырваться из обыденности и выразить свои внезапно нахлынувшие чувства в поэтических строках. Хочется забыть суету, спешку, отбросить в сторону всяческие  проблемы и начать писать стихи. Сочинить своё стихотворение может любой грамотный человек, едва ознакомившись с теорией стихосложения, чувством ритма и рифмы. Но вот с поиском и созданием своей поэтической метафоры будет уже сложнее. Выразить свои чувства через  метафору, которая бы пленяла, завораживала и западала в душу – очень не просто. Без глубокого познания   через погружение в мир искусства сложно расширить рамки ограниченного сознания и нащупать  тонкую ткань поэтической оболочки, где  важным посылом будет не сама мысль, а зыбкий воздушный купол над стихийно возникшим импульсом. Такой импульс может возникнуть от взгляда на картину, от звуков музыки, от  неожиданного удивления какой-то традиции в культуре той или иной народности, от сопереживания чьей-то гениально-мученической судьбе…

И получается, что строки Максимилиана Волошина, предваряющие июльский выпуск «Кологода» - это единый метафорический посыл содержанию человеческой жизни, причастной к постижению творческих высот. С первых строк удивляет неожиданное определение того, кто МЫ:

«Дети солнечно- рыжего мёда

И коричнево-красной земли».

Ассоциативно передаётся восприятие того, что мы, как пчёлы, должны трудиться над « огнём золотого цветка». Над его созданием и выращиванием через всю свою жизнь.

Своей собственной поэзии в выпусках альманаха Людмила Чеботарёва уделяет совсем немного места. В майском томе «Касатик» она пронзительно выражает своё сопереживание Жанне дэ Арк:

(Нон-ха-Галиль),Израиль

На окраине Руана

В предпоследний день весны

Вечно пьяная охрана

На рассвете видит сны.

И, хотя ещё так рано,

Алый плащ надел палач:

- Что же ты не плачешь, Жанна?!

Лучше, милая, поплачь!...........»

Зримая картина казни героической Жанны поражает отвагой и стойкостью духа девушки, хотя выражена  она простыми,  очень человеческими словами, возникшими даже у палача: «- Что же ты не плачешь, Жанна?! Лучше, милая, поплачь!»

Очень важна в восприятии поэтического строя и архитектоника стиха, и аллитерация - звукопись, рождающая  свою неповторимую музыку самобытного мироощущения. Вот стихотворение Людмилы из того же майского «Касатика»:

Людмила Чеботарёва ( Люче) (Ноф-ха- Галиль «Блюз о майской бессоннице»

Медвяно-мятный май обманчиво смеялся,

 в сомнительные сны свои меня манил.

А маятник луны меж звёздами качался —

 раз-ме-рен-но

              и 

            мед-лен-но,

                     как будто бы дразнил.

Божественных часов невидимые стрелки

 на Вечности сошлись.

А стайки облаков

клевали зёрна звёзд с серебряной тарелки

 и сочиняли сны про радужных слонов…..»

 

Обратите внимание, как здесь работает звук «М»: «Медвяно-мятный май обманчиво смеялся». В сочетание с гласными этот звук как бы вводит в атмосферу самого месяца, затем органично вплетается в метафору: «А маятник луны меж звёздами качался» . И далее  само качание маятника передаётся через архитектурное строение слов. Последовавшая за этим качанием метафора «Божественных часов невидимые стрелки/ на Вечности сошлись» опосредованно выстраивает ассоциативный ряд: Май - Маятник луны - «часов невидимые стрелки» - Вечность. И через всё это «качание» прорывается яркий, почти сказочный образ, где облака ассоциируются со стайками птиц. И уже не стайки птиц, а стайки облаков «клевали зёрна звёзд с серебряной тарелки». Завершающий акцент стихотворения лаконично подчёркивает символику Мая, замыкая ассоциативный ряд Радугой. Стайки облаков не только «клевали зёрна звёзд», но «и сочиняли сны про радужных слонов»:  Май – Радуга. Слоны – как нечто большое, праздничное, почти детское предощущение грядущего роскошества лета.

Людмила ( Люче) основную часть своей поэтической жизни трудится  «над огнём золотого цветка». Её золотой цветок – это планетарный храм искусства, где царствует высокий эстетический вкус, благодатная одухотворённость и широкий спектр познаний мировой культуры.

И я благодарна своей  подруге из Лондона уникальной поэтессе Лидии Григорьевой  за то, что вовлекла меня в сообщество прекрасных авторов «Кологода», которые вместе с Людмилой Чеботарёвой включены в построение чудесного АРТ- пространства. Там органична и я со своим сказочным карельским Лесом, и моя подруга со своим волшебным лондонским Садом. Но  о  поэтике волшебного Сада Лидии Григорьевой я расскажу отдельно.

А сейчас всё наше поэтическое содружество из разных уголков планеты вливается в новый проект Людмилы Чеботарёвой и её супруга Михаила – «Книга Солнца». Итак, огонь золотого цветка Максимилиана Волошина  не застыл на последнем «Кузовке»  КОЛОГОДА. Он получил новое продолжение. И, по сути, не угасаем!

Вера Линькова,

член Союза российских писателей

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Просмотров: 502; Скачиваний: 134;