***
Дети солнечно- рыжего мёда
И коричнево-красной земли –
Мы сквозь плоть в темноте проросли
И огню наша сродна природа.
В звёздном улье века и века,
Мы, как пчёлы у чресл Афродиты.
Вьёмся солнечной пылью повиты
Над огнём золотого цветка.
Максимилиан Волошин
Этими строками Максимилиана Волошина начинается последний выпуск международного поэтического альманаха «Кологод». В рубрике «Июль на глобусе» под славянским названием месяцеслова – «Кузовок» - сотни поэтов из разных стран мира выражают свой поэтический строй души. Здесь и стихи, и песни, и картинные галереи, и фото-поэзия. Словом, люди «солнечной пылью повиты» трудятся в своём «звёздном улье» - «Над огнём золотого цветка». Этот уникальный проект задумала и воплотила в реальность Президент Международного Фестиваля русской поэзии и культуры в Израиле «Арфа Давида» Людмила Чеботарёва. «Кологод» начинался с августа 20-ого года и завершился июлем 21-ого. 25 выпусков электронных томов! Каждый выпуск открывает читателю гармонию огромного мира искусства. Здесь и национальные праздники, и удивительные моменты из жизни великих поэтов, композиторов, художников… Это настоящий мир познания через сферу искусства.
Почему я хочу сказать о том, как важен для каждого человека, пишущего стихи, мир познания через сферу настоящего искусства?
... Наступают такие моменты, когда человеку вдруг захочется вырваться из обыденности и выразить свои внезапно нахлынувшие чувства в поэтических строках. Хочется забыть суету, спешку, отбросить в сторону всяческие проблемы и начать писать стихи. Сочинить своё стихотворение может любой грамотный человек, едва ознакомившись с теорией стихосложения, чувством ритма и рифмы. Но вот с поиском и созданием своей поэтической метафоры будет уже сложнее. Выразить свои чувства через метафору, которая бы пленяла, завораживала и западала в душу – очень не просто. Без глубокого познания через погружение в мир искусства сложно расширить рамки ограниченного сознания и нащупать тонкую ткань поэтической оболочки, где важным посылом будет не сама мысль, а зыбкий воздушный купол над стихийно возникшим импульсом. Такой импульс может возникнуть от взгляда на картину, от звуков музыки, от неожиданного удивления какой-то традиции в культуре той или иной народности, от сопереживания чьей-то гениально-мученической судьбе…
И получается, что строки Максимилиана Волошина, предваряющие июльский выпуск «Кологода» - это единый метафорический посыл содержанию человеческой жизни, причастной к постижению творческих высот. С первых строк удивляет неожиданное определение того, кто МЫ:
«Дети солнечно- рыжего мёда
И коричнево-красной земли».
Ассоциативно передаётся восприятие того, что мы, как пчёлы, должны трудиться над « огнём золотого цветка». Над его созданием и выращиванием через всю свою жизнь.
Своей собственной поэзии в выпусках альманаха Людмила Чеботарёва уделяет совсем немного места. В майском томе «Касатик» она пронзительно выражает своё сопереживание Жанне дэ Арк:
(Нон-ха-Галиль),Израиль
На окраине Руана
В предпоследний день весны
Вечно пьяная охрана
На рассвете видит сны.
И, хотя ещё так рано,
Алый плащ надел палач:
- Что же ты не плачешь, Жанна?!
Лучше, милая, поплачь!...........»
Зримая картина казни героической Жанны поражает отвагой и стойкостью духа девушки, хотя выражена она простыми, очень человеческими словами, возникшими даже у палача: «- Что же ты не плачешь, Жанна?! Лучше, милая, поплачь!»
Очень важна в восприятии поэтического строя и архитектоника стиха, и аллитерация - звукопись, рождающая свою неповторимую музыку самобытного мироощущения. Вот стихотворение Людмилы из того же майского «Касатика»:
Людмила Чеботарёва ( Люче) (Ноф-ха- Галиль «Блюз о майской бессоннице»
Медвяно-мятный май обманчиво смеялся,
в сомнительные сны свои меня манил.
А маятник луны меж звёздами качался —
раз-ме-рен-но
и
мед-лен-но,
как будто бы дразнил.
Божественных часов невидимые стрелки
на Вечности сошлись.
А стайки облаков
клевали зёрна звёзд с серебряной тарелки
и сочиняли сны про радужных слонов…..»
Обратите внимание, как здесь работает звук «М»: «Медвяно-мятный май обманчиво смеялся». В сочетание с гласными этот звук как бы вводит в атмосферу самого месяца, затем органично вплетается в метафору: «А маятник луны меж звёздами качался» . И далее само качание маятника передаётся через архитектурное строение слов. Последовавшая за этим качанием метафора «Божественных часов невидимые стрелки/ на Вечности сошлись» опосредованно выстраивает ассоциативный ряд: Май - Маятник луны - «часов невидимые стрелки» - Вечность. И через всё это «качание» прорывается яркий, почти сказочный образ, где облака ассоциируются со стайками птиц. И уже не стайки птиц, а стайки облаков «клевали зёрна звёзд с серебряной тарелки». Завершающий акцент стихотворения лаконично подчёркивает символику Мая, замыкая ассоциативный ряд Радугой. Стайки облаков не только «клевали зёрна звёзд», но «и сочиняли сны про радужных слонов»: Май – Радуга. Слоны – как нечто большое, праздничное, почти детское предощущение грядущего роскошества лета.
Людмила ( Люче) основную часть своей поэтической жизни трудится «над огнём золотого цветка». Её золотой цветок – это планетарный храм искусства, где царствует высокий эстетический вкус, благодатная одухотворённость и широкий спектр познаний мировой культуры.
И я благодарна своей подруге из Лондона уникальной поэтессе Лидии Григорьевой за то, что вовлекла меня в сообщество прекрасных авторов «Кологода», которые вместе с Людмилой Чеботарёвой включены в построение чудесного АРТ- пространства. Там органична и я со своим сказочным карельским Лесом, и моя подруга со своим волшебным лондонским Садом. Но о поэтике волшебного Сада Лидии Григорьевой я расскажу отдельно.
А сейчас всё наше поэтическое содружество из разных уголков планеты вливается в новый проект Людмилы Чеботарёвой и её супруга Михаила – «Книга Солнца». Итак, огонь золотого цветка Максимилиана Волошина не застыл на последнем «Кузовке» КОЛОГОДА. Он получил новое продолжение. И, по сути, не угасаем!
Вера Линькова,
член Союза российских писателей