***
Раздел «Мастерская» завершает работу в предложенном формате – бесед писателей Карелии о литературном мастерстве и творчестве. За этот период были опубликованы статьи известных писателей разных поколений Р. Мустонен, Я. Жемойтелите, В. Линьковой, Е. Харламовой, О. Мошникова, В. Тренина, Н. Васильевой и др.
Со следующего учебного года начинает работать Школа писательского мастерства при Гуманитарном Парке ПетрГУ, которую будут вести писатели Карелии. Журнал предоставит площадку для публикаций авторов и педагогов школы.
Школа приглашает всех желающих научиться писать тексты различных жанров (в том числе и поэтические тексты), читать и понимать литературное произведение, развивать творческое воображение, общаться с единомышленниками, любящими словесность, а также получить возможность для публикации своих произведений и общения с начинающими авторами других регионов России.
Программа включает
- тренинги на развитие ассоциативного и вербально-логического мышления
- упражнения в области креативного письма
- работа с художественным инструментарием
- обсуждение, рецензирование и редактирование текстов;
- подготовку материалов к участию в литературных конкурсах, а также к публикации в литературном альманахе «Первоцветы» и журнале «Верба».
Направление:
«Поэзия и экспериментальные формы» /рук. Е.С. Харламова/ включает в себя:
- тренинги на развитие ассоциативного мышления и упражнения на креативность;
- способы поэтизации обыденности: составление поэтичного афоризма, с упором на персональную ментальную карту;
- освоение механизмов изобретения тропов;
- стихосложение классическое и «свободное»: опыты с верлибром;
- понятие о звукописи и графике: создание «звучащих» и визуальных текстов (тавтограмма, монорим, акростих);
- эксперименты с твердыми формами: от моностиха до катрена (поединок усеченных сонетов);
- погружение в эстетику японской поэзии; хайку и танка;
- путешествие «вслед за кистью»: дневниковые записки в духе «цзацзуань» и «дзуйхицу»;
- подготовка творческих работ к публикации в литературном альманахе «Первоцветы», № 7.
Направление
"Проза. Как написать короткий рассказ" (рук. И.В. Львова)
На занятиях мы ответим на вопросы:
Что дает сочинение художественной прозы? Как начать писать?
Что важнее - рассказывать или изображать?
Что мы должны знать о главном герое?
Какова роль детали в тексте?
Как не перегрузить текст лишними подробностями?
Что ее создает энергию рассказа?
Как редактировать текст?
Кто наш читатель. Должны ли мы о нем думать?
На занятиях мы будем читать и анализировать классические тексты и создавать свои, обмениваться мнениями, писать критические заметки о прочитанном.
Вы узнаете, как:
- Строить сюжет
- Создавать точные описания и живые диалоги
- Структурировать текст
- Редактировать текст
Теоретическая часть включает разделы:
- Ключевые концепции художественной прозы
- Фабула и сюжет.
- Изображать или рассказывать – два подхода к повествованию
- Герой и персонаж - как создавать характер в развитии.
- Описание места, приемы создания описания
- Точка зрения, ее роль в тексте.
- Деталь.
- Авторский стиль.
- Редактирование текста.
Практическая часть включает следующие виды занятий:
- Упражнения в написании текста на каждом занятии .(миниатюры до 500 знаков)
- Написание собственного рассказа объемом до 4000 знаков
- Обсуждение написанного на каждом занятии.
- Критический отзыв объемом 1-2 страницы.
И несколько высказываний о творчестве литературных классиков.
- «Не существует ни хороших, ни плохих сюжетов. Стиль – это единственный способ видеть вещи». Г. Флобер
- «Он был непоколебимо убежден в том, что какое-нибудь явление можно выразить только одним способом, обозначить только одним существительным, охарактеризовать только одним прилагательным, оживить только одним глаголом, и он затрачивал нечеловеческие усилия, стремясь найти для каждой фразы это единственное существительное, прилагательное, глагол. Он верил в таинственную гармонию средств выражения, и, если какое-нибудь слово казалось ему неблагозвучным, он с несокрушимым терпением искал другого, убежденный, что еще не нашел истинного, единственного слова». Г. Мопассан о Флобере.
- «Хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина.Например, у тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездой мелькало стеклышко от разбитой бутылки и покатилась шаром черная тень собаки». А.П. Чехов.
- Побольше случайных деталей и ненужных подробностей. Наряду с яркими характеризующими деталями (серый, длинный забор с гвоздями напротив дома несчастной героини, фальшивые деньги и засахарившееся варенье в доме, где живут жестокие, жадные люди) используйте подробности, которые ничего не добавляют к пониманию текста. Зачем читателю знать, что один герой вытряхивает из сапога песок во время важного разговора или что другой, работавший лакеем, уронил поднос, на котором была именно ветчина с горошком? Но это создает эффект воспроизведения жизни во всей ее полноте и сложности. Помните: и большое, и малое равно достойны описания. А.П. Чехов