***
Первые шаги в драматургии Аль-Риши Немич необычны тем, что автор даёт возможность (пока ещё читателю) проникнуть в сам процесс осмысления выбранной темы. Это любопытно. Ведь сам проект «Мастерская слова» предполагает и наблюдение из вне за рождением слова и мысли, пошагово нарабатывающих авторское мастерство изложения.
Исходя из этого, мы сознательно оставляем в тексте сценария комментарии автора, что помогает проследить за ходом мысли в процессе создания музыкального клипа.
Тема о том, что останется после людей с исчезновением планеты тревожила многих драматургов и кинематографистов. Например, в фильме Марка Захарова «Письма мёртвого человека» становится «не по себе» от мысли, что множество посланий от человека к человеку читать больше некому. Письма просто останутся так и не прочитанными. Они бесследно растворятся в далёком космосе.
Аль-Риша Немич находит свой поворот темы. Одиноко мечется в бесконечных просторах Вселенной некогда запущенный с Земли зонд-спутник «Вояджер». Он не знает, куда передать всю собранную информацию. Адресата больше нет. Образ спутника драматичен и по-своему воздействует на триггерные точки психо-сознания читателя, зрителя.
Работа автора по заданной теме предполагает и возможность неординарного дискурса.
Сценарий анимационного музыкального клипа “Вражер»
От автора:
Сценарий к музыкальному клипу на песню “Вражер” я написала, участвуя в студии драматургии по проекту «Мастерская слова» в ПетрГУ. Мне хотелось использовать кинематографический прием контрапункта и показать контраст между холодным звучанием Земли и чудесным космосом, в котором человек и его мысль - лишь песчинка мироздания.
Пояснение:
Вражер – это авторский неологизм, подразумевающий значение – Изгой.
«Вояджер» – название 1-ого космического зонда-спутника -, путешественник, странник
Вояжёр - путешественник
Название песни: «Вражер»
Идея клипа: представление о том, что останется после людей; что вся история и жизнь Земли - это маленькая песчинка в бесконечном океане вакуума
Я решила пофантазировать: а что было бы, если бы люди все-таки уничтожили друг друга, а летящий в пустоту “Вояджер” остался единственным напоминанием о нас? Как он выглядел бы на фоне безмолвного космоса, в котором, возможно, он никогда и никого не встретит?
Цель: я хотела показать, что вся человеческая цивилизация - лишь мельчайшая песчинка на фоне бескрайней вселенной. В качестве центрального образа я взяла историю спутника “Вояджер”, который уносит с собой в далекий космос записи человеческого голоса, фотографии и музыку нашей родной планеты.
Съемка: мультфильм/видеоряд и поверх них рисовка/фото из «Золотой пластинки» «Вояджера»
Стиль: ретро-футуризм; музыка: электрогитара или акустика+калимба
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
Играет грустная, тревожная музыка.
В кадре: Люди в белых халатах делают чертеж, выписывают формулы, создают спутник. Все снято в черно-белых тонах в подчеркнутом стиле ретрофутуризма: стиля, отражающего представления фантастов середины ХХ века о будущем. По экрану идут титры.
Титры:
Спутник “Вояджер-1” был запущен в 1977 году, в разгар “холодной войны”. Именно в тот период истории наша планета была максимально уязвима перед разрушительными силами человечества. “Вояджеру”, предстояло передавать на Землю различные данные об условиях в межзвёздной среде, а также информацию о физических свойствах планет и спутников . Кроме того, на борту аппарата была закреплена «золотая пластинка», на которой для предполагаемых инопланетян указаны координаты Солнечной системы и записан ряд земных звуков и изображений.
В кадре:
Снимки ближайшей к нам галактики «Млечный Путь». Камера как бы плывёт по Млечному Пути.
Изображение сопровождается авторской песней с названием «Вражер»
1 куплет:
С посланием вечным
В пластине златой
Запущен в безбрежность
С Земли Вояжер.
В кадре:
Собрание людей за круглым столом. На нем много фотографий. Камера приближается к одной, где изображена Великая Китайская стена.
Видеоряд с фотографиями сопровождается 2-ым куплетом песни.
Прекрасна идея:
"Придите на зов!
Мы мирное племя,
Бескровен наш дом».
В кадре:
Фотография растворяется и превращается в черный экран.
Звуковое сопровождение 3-им куплетом песни
Познали лишь пенье
И жизни юдоль
Не знаем про стены,
Забыли про боль"
Комментарий:
В первой части я хотела показать парадокс ситуации: в преддверии ядерного апокалипсиса люди сообщают всей вселенной, что они безобидны и не знают про войны. Ученые даже спорили, стоит ли добавлять на пластинку фотографию Великой Китайской стены: ведь это военное сооружение, а мы - “мирный народ.
Внутри первой части работает контраст: ученые несут в космос гуманистическое послание о достижениях человеческой науки и культуры. Но атмосфера клипа в этой части, его черно-белая цветовая гамма, тревожная музыка показывают, что их мечтаниям уже не дано сбыться: их никто не услышит.
ПРОИГРЫШ
Менятся музыка.
В кадре: Постепенно появляются звезды и среди них - уходящий в звёздную даль Вселенной спутник «Вояджер» .
Фоном: музыка
Видеоряд: фотографии с надписями названий под фотографиями ближайших к Земле галактик Млечного Пути, Магелланова облака, самых красивых галактик Туманности Андромеды, Сомбреро, Водоворот, Спиральные галактики. В созвездии Большого Пса вспыхивает ярко-красный гипергигант Сириус..
По экрану титры .
В титрах – фактаж:
По оценкам астрономов, во Вселенной насчитывается около 2 триллионов галактик. В ближайшей к нам самой большой галактике Млечного Пути находится до 400 миллиардов звёзд . В ней есть только одна Солнечная система, включающая 3200 звёзд, вокруг которых вращаются другие планеты.
Сведения о них и должен был отправлять на Землю спутник «Вояджер».
ВТОРАЯ ЧАСТЬ
Музыка становится бодрой, оживленной.
В кадре: яркие космические тела, туманности. В визуальном ряде пролетают множество объектов, под которыми подсвечены их имена. Показано глубокое разнообразие космоса, которое можно было бы изучать и восторгаться.
Идёт звуковое сопровождение видеоряда 4-ым куплетом авторской песни «Вражер»
Сквозь световые года
Спутник летит в никуда
.Блуждая в Млечном Пути,
Землю не в силах найти.
В кадре: Люди в белых халатах резко отдаляются от спутника. Все плывет/смазано. Планета взрывается. В космосе летают осколки Земли.
Видеоряд сопровождаемся 5-ым куплетом песни:
Теряются вести из дома
В бескрайних глубинах Вселенной.
Остатки от мира земного
Покрыты беспамятным тленом
В кадре: снова появляется спутник «Вояджер». Но теперь, после показа уничтоженной земли, он кажется несуразно маленьким на фоне огромной Вселенной. Он абсолютно один: у него не осталось “родителей”, нет людей, для которых он мог бы снимать космос и отправлять фотографии для изучения. Вселенная все еще яркая и цветастая, но в отличие от куплета 4 песни “Вражер” спутник буквально задавлен этим многообразием, которое уже никто и никогда не исследует.
Куплет 6
Ток человеческой мысли
Среди астероидов - лишний
Некролог несет Вояджер -
Вселенной главный вражер.
Музыка резко замолкает, слышится звук «Золотой пластинки» спутника и голоса людей, записанных на этой пластинке…
Титры: ПУСТЬ ЭТОГО НИКОГДА НЕ СЛУЧИТСЯ!
ПУСТЬ ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ БУДЕТ ВЕЧНОЙ!
Комментарий:
Во второй части я хотела показать контраст между угрюмой и тревожной атмосферой “человеческого дома” и теми бескрайними пространствами, в которые отправился “Вояджер”. Веселый тон музыки подчеркивает драматизм ситуации: вместо гимна человеческой мысли мы видим трагедию, в которой люди сами вычеркнули себя из мира.
Когда я писала песню, я рисовала пессимистичный сценарий, в котором люди смогли обмануть адресатов своего сообщения, но не самих себя. Земля уничтожена, а “Вояджер” стал уже не просто памятником человеческой мысли, а “вражером”, никому не нужным чужестранцем. Потому что вероятность встретить другую разумную жизнь, которая может расшифровать послание, крайне мала.
На фоне прекрасного космоса вновь срабатывает контраст. Теперь все выглядит ярко и насыщенно, но нет ученых и художников, которые могли бы насладиться этим видом.
Таким образом клип становится предостережением для всех людей. Я не стала “перематывать” время назад, чтобы “спасти” землю: клип должен работать именно, как предостережение. Человек, посмотревший видео, должен испытать досаду от упущенных возможностей. Это послужит более мощным эмоциональным стимулом, чем если бы в конце Земля каким-то образом была спасена.