литературный журнал

VERBA

Рейтер А. Никакого художества (о романе Александра Бушковского «Ясновидец Пятаков») // Verba. Выпуск 7, 2024


Выпуск 7

Критика

pdf-версия рукописи

Никакого художества (о романе Александра Бушковского «Ясновидец Пятаков»)

Рейтер
Артем
ПетрГУ (Петрозаводск),
natalia.l.shilova@gmail.com
Принята к публикации: 23.05.2024;

***

Именно под таким названием должен был выйти роман карельского прозаика Александра Бушковского, финалиста премии “Ясная Поляна”,  лауреата национальной премии имени Валентина Распутина. Книга  появилась в 2022 году на полках магазинов под названием “Ясновидец Пятаков”.

   Александр - один из четырех представителей “новой северной прозы”. Вместе с Дмитрием Новиковым, Яной Жемойтелите и Ириной Мамаевой еще в 2013 году они провозгласили следующее: «и пусть сейчас тяжёлое время для русской литературы, есть свет, есть надежда, что… она сохранит свои главные основополагающие принципы — честность, веру, красоту»[1]. И эти принципы Бушковский бережно пронес через свое творчество. С “Праздника лишних орлов”, литературного дебюта Александра, критики отмечали, что его проза - настоящая, в ней нет приукрашивания и пафоса.

    О тематике же “Ясновидца” очень хорошо выразился критик Андрей Петров: “В новом романе Александра Бушковского «Ясновидец Пятаков» говорится о вечном неизбежном противостоянии Добра и Зла, остро поднимается вопрос Веры, которая помогает сделать правильный выбор”.[2]  Обо всем этом мы действительно можем прочитать на страницах книги, но столь широкий пласт проблем раскрывается через историю довольно простых, на первый взгляд, людей.                                                                                             

Гаврик (Гавриил) Пятаков –  главный герой романа. “Худощавый и невысокий мужчина средних лет…” –  Постоянно балансирует между самовыражением и самоуничтожением (запоем). Ведет довольно обыденную и безыинтересную жизнь. В один из дней в результате несчастного случая на стройке он получает способность ясновидения. После падения с высоты он может читать чужие мысли и транслировать свои  людям.

Одним из попавших под рентген ясновидца был Алексей Темчинов, по прозвищу Чингисхан. Бывший военный, в годы своей офицерской жизни он писал “зарифмованные четверостишия”, которые не осмелился показать ни товарищам по оружию, ни кому бы то ни было еще. После стал влиятельным бандитом. А отойдя от криминала, занялся строительством, управлял бригадой рабочих

Повествование же в романе ведется от имени подчиненного Чингисхана, Михаила Станиславовича Медвежонка, человека, которого “река жизни вращала в водоворотах событий, несла по стремнинам желаний, окунала в омуты страстей”. Именно ему Темчинов, при всем своем поэтическом бэкграунде, доверяет задокументировать на бумаге историю жизни Гаврика.

Ну и Пётр Фомич Плюмпус, главный антагонист Гаврика. Филолог, преподаватель в университете. Живет светской жизнью, много философствует. Татьяна Веретенова в журнале “Юность” его охарактеризовала так: “Его рациональное мышление противопоставлено чуду, он отрицает чудесное и учит своих студентов «не верить в чудеса, а доходить до сути…”[3]

Но почему же именно он - злодей и главный соперник Гаврика? Бывший бандит Темчинов больше подходит на роль врага, чем уважаемый университетский преподаватель. Ответ на этот вопрос довольно прост: для мира романа не так важны сами действия, сколько то, что стоит за душой у человека. Чингисхан, при всем своем прошлом, прошел серьезный путь моральных и нравственных преобразований, в то время как Плюмпус продолжает жить приземленными понятиями и категориями, например, количеством завоёванных женщин. В этом также заключается главное противоречие романа. Грузчики и рабочие люди в глубине души оказываются гораздо более возвышенными и нравственными людьми, чем образованный и интеллигентный филолог. 

И Гаврик, благодаря своему дару, понимает, кто есть кто. Это роднит его с архангелом Гавриилом, который в Библии является носителем тайного знания от Бога. О нём, кстати, главному герою рассказывает дедушка незадолго до своей смерти.  Однако это порождает еще один парадокс, о котором в своей рецензии пишет Валерия Пустовая: “В романе чем ближе ты к правде – тем дальше от правоты. Чем сильнее твой дар – тем меньше владеешь собой и судьбой. И чем яснее видит Пятаков - тем менее склонен предсказывать, что будет. Потому что…всё предопределенное тут сбывается не иначе как силой свободного выбора.”[4] Это очень резонирует с христианской концепцией, согласно которой, чем ближе ты к Богу (чем сильнее твой дар), тем более праведной жизнью ты будешь жить, следовательно, будешь соблюдать волю самого Бога (будешь меньше владеть собой и судьбой).

Центральное здесь - добро и зло в душе самого человека. Понятно, почему изначально Бушковский хотел дать роману название “Никакого художества”.  Когда ты наблюдаешь за героями книги и их жизненными историями, не возникает ощущения, что все это выдумано и нереалистично, ведь все внутренние метаморфозы, всю борьбу добра и зла в нашей душе мы проживаем каждый день.

 

 


[1]Дмитрий Новиков. Медленно растёт карельская сосна… URL: godliteratury.ru/articles/2017/04/25/almanakh-novoy-severnoy-prozy

[2]Андрей Петров. Удивительная смесь. URL: denliteraturi.ru/article/7561

[3]Татьяна Веретенова. Ревизия жизни. URL: unost.org/texts/stati/reviziya-zhizni/

[4] Валерия Пустовая. Проснулся ясновидцем. URL: magazines.gorky.media/druzhba/2022/10/prosnulsya-yasnovidczem.html


Просмотров: 249; Скачиваний: 40;