***
В апреле 2020 года издательство «Individuum» посмертно выпустило книгу «Старик путешествует» Эдуарда Вениаминовича Лимонова – писателя, которого некоторые всячески восхваляют, а некоторые, наоборот, считают графоманом.
Недолюбливают его за глубокую и оскорбительную сатиру на современное общество, не понимают и его политические взгляды, направление которых писатель менял на протяжении жизни. Однако, те же читатели отмечают проницательность, человечность, и сильный дух нонконформизма в его рассказах.
Прежде всего стоит понимать, что Лимонов – человек трудной эпохи, так называемый «беби бумер» – родившийся в пепле войны и не видавший в своем детстве спокойной жизни. Эти люди могут приспособиться к любой ситуации, и даже овладеть ею. По своей природе они лидеры, которые обладают глубокими знаниями и устоявшимися взглядами. Такие люди абсолютно не спешат стареть, ведь по сути постарели уже в детстве. Именно эти доводы становятся лейтмотивом последней книги Эдуарда Вениаминовича. Любопытен формат, который был выбран автором. Все повествование разбито на маленькие главы, порой не занимающие даже половины страницы. Они, как осколки, не имеют верной последовательности, существуют порознь друг от друга. Любопытен также и формат самой книги – покетбук с посредственной бумагой и мягкой обложкой.
Все как будто говорит о том, что последняя книга Лимонова – это путевые заметки, собранные на протяжении всей жизни, которые он благополучно направил своим друзьям и недругам: «Я швыряю вам результаты. Получилось неплохо».
Мотивом «результата» очевидно стала приближающаяся смерть. Лимонов прекрасно понимал, что в ближайшее время придется проститься со всем, что он любил и не любил, и встретить ту самую смерть, которую так сильно боятся люди. И как читатель может понять из книги, свою смертность Лимонов признает абсолютно без страха. Он как воин, который в конце пути отправляется не в рай и ад, а в Вальхаллу, чтобы дальше продолжать воевать с теми, кто был не согласен с его высказываниями и действиями.
Это последнее путешествие для «старика», но оно для него самое дорогое. Ведь оно проходит по местам детства, юности, и его взрослой жизни. Харьков, Карабах, Абхазия, Paris, где бушует жизнь, где люди жили войной и кровопролитием, и в то же время мирная Москва и Коктебель, где все слишком спокойно и приторно.
В этом путешествии писатель признается самому себе – да, я смертен, да, я слаб и болен. И я понимаю, что уже ничего нельзя сделать. В некоторых главах он, как подобает возрасту, ворчит на молодежь за современную вульгарную одежду, и вспоминает «свое время», однако как бы напоминает, что порох в пороховницах у него еще остался. Это тот самый нарциссизм Лимонова, который прослеживается в каждом произведении писателя.
Грустит ли писатель о том, что это последнее путешествие? Вероятно. Ведь придется оставить все, за что ты воевал на протяжении всей жизни, оставить всех женщин, которых ты когда-то любил, и, конечно же, оставить все свои жизненные принципы. Хотя писатель ясно дает понять, что нынешняя молодежь все же не та, что раньше, для него в этой толпе все еще существуют индивидуумы, которые смогут повести за собой. Удивительный союз с рэпером Хаски, путешествие с которым писатель описывает в отдельной главе, настолько сюрреалистичен, насколько реален для Лимоновской экзистенции. Но Лимонов все пишет и пишет. Да так, что все понятно, без какихлибо выкрутасов. Как будто говорит про себя «времени мало, нужно успеть». И без «жемчужины русского языка» здесь конечно писатель не обходится, хоть и употребляет его осторожно, не так, как в первых творческих попытках.
Порой при чтении возникает чувство запутанности, ведь события, бывает, перескакивают через месяцы и даже десятилетия. Поэтому приходится возвращаться назад, перечитывать, осмыслять написанное. В этом, возможно, и кроется основная идея писателя. Читать «Старик путешествует» нужно не скоротечно, а медленно. Откладывая книгу после каждой главы далеко и надолго, и вспоминать о ней через неделю, а то и через месяц.
И в этом уникальность книги Лимонова. Читай то, что видишь, думай о том, что хочешь. Но полностью понять мысль и задумку автора, я боюсь, не сможет никто. Многие исследователи отмечают, что никому так и не удалось скопировать стиль и слог Лимонова. Никто так и не стал таким же энергичным, эпатажным и жарким. А все потому, что вся энергия, весь пафос и новизна Эдуарда Вениаминовича была заключена в его жизни, которой он вдохновлялся при написании своих рассказов. Именно жизнь не давала покоя писателю. Ведь в ней для Лимонова было столько всего интересного, что попросту невозможно описать ни в одной заметке. Эдуард Лимонов не парадоксальный писатель, как говорят многие, это рациональный, последовательный человек, жаждущий новых побед. И даже собственная смерть ощущается для него как победа над жизнью.
В одном из интервью Эдуард Вениаминович сказал: «День, когда я умру, станет днем национального траура». Но к сожалению умер Лимонов достаточно незаметно, в период разгара пандемии. Вместе с ним незаметно умерла и эпоха. О которой теперь многие все же вспомнят с улыбкой