литературный журнал

VERBA

Ванюков А. «Собаки и другие люди» Захара Прилепина // Verba. Выпуск 7, 2024


Выпуск 7

Критика

pdf-версия рукописи

«Собаки и другие люди» Захара Прилепина

Ванюков
Артур
ПетрГУ (Петрозаводск),
natalia.l.shilova@gmail.com
Принята к публикации: 23.05.2024;

***

Захар Прилепин будучи медийным человеком с активной гражданской позицией своими высказываниями и действиями уже не первый год вызывает вокруг себя ожесточенную общественную дискуссию среди людей, придерживающихся разных политических взглядов.  К сожалению, за откровенной руганью по поводу политических взглядов и поступков очень часто совершенно без внимания остается писательская и художественная сторона деятельности Захара Прилепина. И это совершенно несправедливо, ведь за плечами Прилепина:

  • более 30 художественных произведений;
  • 8 театральных постановок;
  • 6 музыкальных альбомов (!!!);
  • многочисленные роли в художественных и документальных фильмах, а также видеоклипах.

Как минимум, стоит отдать должное – это достаточно большой послужной список для человека, который всю жизнь занимается не только творчеством, но и политической деятельностью, а также посещает горячие точки. Но, с другой стороны, это только количественные показатели, а что можно сказать про качества писателя-художника Прилепина?

Среди комментариев, сопровождающих эту книгу, были: «такого Прилепина вы еще не читали», «новая проза», «невероятно доброе и нежное повествование о любви и преданности» и так далее. Никаких громких негативных заявлений в адрес книги на момент ее выхода, кажется, не было – скорее всего по той причине, что оппоненты Захара Прилепина давно уже не читают его материалы, привычно отмахиваясь от него ярлыком «графоман».

Книга (роман в рассказах – так характеризует жанровую специфику сам автор) во многом автобиографична. Она повествует о жизни героя Захара, живущего в полузаброшенной деревне вместе со своей семьей и многими питомцами (сенбернар Шмель, черный мастино наполетано по кличке НИГГА (!), бассеты Золька и Толька, борзая Кай, тибетский мастиф Кержак, алабай Тигл, попугай Хью, коты Мур, Ляля и Кысун). Автор рассказывает истории своих взаимоотношений с питомцами, немногочисленными жителями деревни и членами семьи, подробно и с искренней любовью создает образы каждого из героев – людей и собак. В конечном итоге из рассказов формируется единая история жизни семьи Прилепиных, на которую большое влияние оказали, прежде всего, собаки. Повествование сопровождается забавным, пускай зачастую и бытовым, юмором и красочными иллюстрациями художника Вадима Солодкого. Книга, как указывает на первых же страницах автор, посвящена «памяти Саши «Злого» Шубина, ангела нашей семьи» – человеку, который некогда воевал вместе с Захаром Прилепиным на Донбассе, а позже вернулся «на гражданку», стал другом семьи Прилепиных и личным телохранителем. Саша «Злой» погиб во время покушения на писателя 6 мая 2023 года, когда в машине сработало взрывное устройство.

         Однако есть в этом романе и откровенно слабые, или по крайней мере спорные моменты. Если обобщить: сами истории, которые рассказывает автор, по своей сути увлекательные, создают искреннее желание дойти до конца, но проблемой на этом пути могут стать скудная образность, банальные сравнения и порою странные оценочные суждения писателя. Вот несколько примеров подобных недостатков: «лес, сияющий как накрытый стол [для гостя]»; «[я] распахал себе [веткой] щёку, но даже не стал стирать кровь, с каким-то наслаждением чувствуя её потёки»; «[отмахивался от комаров] сладостно ударяя себя» и так далее. И если банальные образы и сравнения можно вменить писателю в вину, то авторские оценки (зачастую связанные с политическими событиями), наверное, можно простить, ведь в конечном итоге пишет о своей жизни и имеет право ее оценивать так, как считает нужным.

         Критика благосклонно отнеслась к новому роману писателя во многом потому, что противники Захара Прилепина его не читают. Так, например, Леонид Юзефович (русский писатель, сценарист и историк) пишет: «Это едва ли не лучшая книга Прилепина — спокойная, глубокая, чистая по тону, при кажущейся непритязательности по-своему совершенная Чувствуется, что она не склеена из сделанных в разные годы записей, а писалась на одном дыхании. Воздух и свет всех составляющих ее новелл — общие» (https://vk.com/wall708238621_3519). Странным кажется тезис об отсутствии «склейки», поскольку во всем тексте романа Прилепин неоднократно заново представляет своих героев, будто бы по ходу книги читатель (или сам писатель?) уже забыл тех персонажей, что появлялись несколькими рассказами ранее. С другой стороны, возможно, таким образом автор стремился создать гипертекст, чтобы читатель мог открыть любой рассказ и понять суть происходящего. Истинные причины назвать трудно, можно лишь сказать, что при последовательном и вдумчивом чтении такая особенность текста может вызвать недоумение (например, когда тебе уже в пятый раз рассказывают, пускай и в сокращенном варианте, кто такой Нигга).

         Другую оценку роману дал литературный критик, публицист и журналист Алексей Колобродов. В своей рецензии критик заострил свою внимание на месте действия романа (безымянная деревня и ее окрестности), сравнив его с «раем, похожим на валгаллу»: «Правда, Эдем этот керженский [по названию реки Керженец, Нижегородская область] больше напоминает Валгаллу, что справедливо, учитывая саму личность повествователя и хронотоп большой войны, эхо которого отчетливо звучит и здесь, в глубине России. Животные – его медиумы, и соединяет их с мировым катаклизмом не столько сам хозяин, сколько внятный им гул надличностных стихий, поэтому у книги – долгое, тревожное, сильное звучание» (https://vk.com/wall680265863_143015). Действительно, неназванная деревня удивительным образом сочетает в себе райское умиротворение и боевую жестокость, воплощенную в сюжетах борьбы человека с человеком, животного с животным, главных героев с миром и природой, которые порой покушаются на их жизни. Однако сложно согласиться с тем, что по завершению роман оставляет за собой «долгое, тревожное, сильное звучание» – наоборот, несмотря на все жестокие и страшные моменты, в памяти остается только самое хорошее и самое лучшее, что удалось создать писателю, – прекрасные образы его домашних питомцев, каждый из которых обладал своей уникальной, трепетно и с любовью описанной историей.

         Автобиографический роман в рассказах Захара Прилепина «Собаки и другие люди», незамеченный «оппозиционными» литературными критиками и высоко оцененный «патриотическими» рецензентами, может понравиться читателю с любыми политическими взглядами. Не лишенное острых, спорных тем и художественных недочетов, это произведение способно вызвать положительные впечатления даже у идейных оппонентов Захара Прилепина. В конце концов, что нас всех объединяет, если не любовь к домашним?


Просмотров: 274; Скачиваний: 32;