литературный журнал

VERBA

Озеринникова Т. Смешарики // Verba. Выпуск 5, 2023


Выпуск 5

Разное

pdf-версия рукописи

Смешарики

Озеринникова
Татьяна
ПетрГУ (Петрозаводск),
ozerinnikovatp@gmail.com
Принята к публикации: 18.05.2023;

***

«Смешарики»: как интертекстуальное начало создало вселенную постмодернизма».

Произведения, ориентированные на детскую аудиторию, часто воспринимаются как незначительные. Можно ли утверждать, что продукты культуры для дошкольников не менее интересны и многогранны, чем это может показаться на первый взгляд? На примере мультсериала «Смешарики» мы попробуем рассмотреть понятие интертекстуальности, попробуем отыскать черты экзистенциализма, обратимся к «недетским» вопросам, о которых рассуждают авторы сериала.

В Смешариках поднимаются важные для постмодернизма темы. Например, тема пустоты. В одной из серий Нюша и Бараш получают магические способности, с помощью которых изменяют окружающую действительность. В итоге они оказываются в пустоте. В культуре постмодернизма тема пустоты затрагивается довольно часто. Пустота рассматривается постмодернистами как «хаотичная структура с отсутствующим центром, формой, лишенной содержания в привычном значении»[1]. В романе В. Пелевина «Чапаев и Пустота» данный образ трактуется как путь из бесконечности в бесконечность, из Ничто в Никуда, одновременно с этим является и отправной точкой, и конечным пунктом одновременно. То же мы наблюдаем и в Смешариках: начиная видоизменять привычную действительность, герои приходят к некому чистому листу, который является минимальной точкой создания всего. 

Философия экзистенциализма тесно связана с культурой постмодернизма. Точкой пересечения служит мысль о подлинности человеческого существования. В сериале достаточно часто можно встретить отсылки к данному философскому течению. Без труда угадывается, что Бараш – мультипликационный последователь данного направления. В серии «Смысл жизни» Бараш говорит: «Какой смысл умываться по утрам? Чтобы быть бодрым? А какой вообще смысл быть бодрым?»[2]. Он пытается найти источник всего смысла на земле, но в итоге так и не добирается до него, осознав невозможность постигнуть смысл существования. Вспоминаются, пожалуй, самые известные экзистенциалисты - Камю и Сартр, чьи мысли и выражает герой. «Бульон, чтобы пить, кровать, чтобы спать, вот и весь смысл»[3] - так завершает свои экзистенциальные поиски Бараш.

Невозможность абсолютной истины – еще один из постулатов позднего экзистенциализма.  В одной из серий Пин постигает суть механизмов вселенной. Ему кажется, что он может улучшить или изменить мир, но его абсолютное знание оказывается ненужным остальным. Герой становится непонятым и отправляется в горы, где решает жить в уединении. Абсолютное знание делает его несчастным, лишая его привычных радостей жизни.  Здесь авторы сериала подводят к мысли, что абсолютная истина, как и постижение смысла жизни, невозможна, оно не должно быть конечной целью существования человека.

Отметим еще одно пересечение с философией экзистенциализма. Экзистенциалисты считали, что страх – это «способ вытянуть человека из размеренного, бездумного проживания жизни. Именно страх даёт возможность абстрагироваться от всех ежедневных проблем, забот и посмотреть на всё происходящее со стороны. Страх подобен огню, он сжигает всё несущественное и временное; он отвлекает человека от всего мирского. Только тогда проявляется истинное существование»[4]. Тема страха достаточно часто встречается в Смешариках. Герои боятся зубных врачей, темноты, потери иголок, их беспокоит коллекция фантиков или одолевает страх выпустить «старый» год из домика. В некоторых сериях, по своему желанию или по воле случая, герои преодолевают себя. В одной из серий Ежик оказывается в темном лесу: все окружающее пугает его, он пытается выбраться из леса, но лишь еще больше теряется. Пытаясь найти путь домой, он оказывается у колодца, где смотрит на звездное небо. Страх от нахождения в темном лесу сменился гармонией. Авторы сериала не показывают, как Ежик нашел путь домой, но приключившаяся «потеря» позволила герою по-новому взглянуть на «реальность».

Важным для произведений постмодернизма является наличие аллюзий и отсылок. В Смешариках достаточно часто можно встретить обращение к христианским символам. Так, например, в одной из серий Лосяш создает живое существо, наделяя его сильной привязанностью к творцу. Автор образовательного лектория «Правое полушарие интроверта» Никита Добряков трактует эпизод так: «Вспоминается христианский мотив о свободе человека, где повиновение божьей воле возможно лишь при самостоятельности выбора»[5]. Можно вспомнить мотив наказания, который также имеет отношение к христианскому миропониманию. В одной из серий Пин изобретает машину для создания фейерверков, но на землю падает метеорит, разрушая изобретение. Пин огорчается из-за несправедливости мира пока не узнаёт, что метеорит — это источник по созданию фейерверков. Христианская мысль заключается в том, что не все, что посылает нам Бог, мы можем понять правильно, иногда наказание - есть дар[6].

В Смешариках встречаются отсылки к различным эпохам и культурам: от Древней Греции до образа дворянского поместья XIX века. В мультсериале можно заметить отсылки к элементам культурного кода. Например, можно встретить образ А. С. Пушкина, чье творчество представляет Бараш. Авторы сериала при помощи интертекста вводят художественные тексты в мир Смешариков:

«Я помню чудное мгновенье:

Вкус земляничного варенья»

Где зритель может без труда узнать пушкинский текст «К *** (Я помню чудное мгновенье...)».  Другим интересным примером интертекстуальности к наследию русских классиков могут служить следующие строки:

«Люблю ватрушку с чашкой чая,

Когда весенний, первый гром…»

В одной из серий авторы сериала обращаются к роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и Мир»: «В серии «Ясен – пень» Копатыч рассказывает Лосяшу, что с дубом он обсуждает серьёзные политические проблемы, а на вечер уже запланирована неотложная встреча с деревом»[7].

Название серии «Отель "У весёлого альпиниста"» отсылает нас к повести Аркадия и Бориса Стругацких «Отель "У погибшего альпиниста"».

В серии «Старинный новогодний обычай» герои готовятся встречать Новый год. Данный эпизод очень удачно сочетает в себе различные элементы русской культуры. Например, Совунья наряжает ёлку, объясняя это традицию так: «Это древний обычай,  таким образом мы желаем удачи и процветания в Новом году себе и другим». Неожиданно герои оказываются в дворянском поместье XIX века, где барин Мулентий и вместе с супругой Мулей готовятся встречать Новый год. Муля думает, что Ёжик – домовой. У славянских народов домовой: «домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных»[8].

Мультсериал «Смешарики» может быть интересен не только детям, но и взрослым. В сериале достаточно часто встречаются элементы быта советского прошлого: у Совуньи есть проигрыватель «Вега», в одном из эпизодов на кинопроекторе появляется надпись «Луч», а в серии «Готтерпуфер» у Копатыча губная гармошка «Спутник».

Увлекшись поиском интертекстуальных фрагментов, автор эссе упустила один важный тезис: авторы сериала говорят с детьми на «недетские» темы. Любая хорошая детская история – это разговор с ребенком на равных, как со взрослым. Создатели мультсериала от серии к серии показывают (но не занимаются морализаторством) сложность событий взрослого мира. Мне очень нравится эпизод под названием «Волшебный кувшинчик», посвященный самой сложной теме – теме смерти. Пересказ сюжета здесь будет излишним. Интересен посыл: волшебный кувшинчик – это память, которая хранит в себе воспоминания об ушедших:

«- Бараш, а мой светлячок, ну, тот, который в твоём кувшине… Твой… Мой светлячок!… Он ещё… там? Он ещё светит?…

-  Конечно! Всё, что попадает в мой кувшин, остаётся там навсегда.

- Его там нет…

- Не говори ерунду. Он там! У меня в кувшине солнце, море, горы, лес — целый мир!».

В данном эссе мы постарались постарались показать, что мультсериал «Смешарики» — это ничто иное, как мультипликационное воплощение постмодернизма, сочетающие в себе интертекстуальные пересечения различных культур. Нам было важно рассмотреть национальные элементы русской культуры, которые органично дополняют героев и их вымышленный мир. На примере одной серии мы показали метафоричное изображение концепта «память», помогающий авторам поговорить с ребенком на тему смерти. Не вызывает сомнения, что «Смешарики» будут интересны не только детям, но и взрослым, которые с любовью и теплотой будут пересматривать знакомые с детства серии, обнаруживая ранее незамеченные детали анимационной вселенной.

 


[1] Сейдашова А.Б. Мотив пустоты в романе В. О. Пелевина «Чапаев и пустота» // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motiv-pustoty-v-romane-v-o-pelevina-chapaev-i-pustota (дата обращения: 24.05.2022).

[2] «Смешарики» (сценарист Андрей Лебедев, 2011).

[3] Там же.

[4] Характеристика иррационалистических направлений в неклассической философии. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//174/xarakteristika-irraczionalisticheskix-napravlenij-v-neklassicheskoj-filosofii/ (дата обращения: 20.05.2022)

[5] «Какая философия скрыта в «Смешариках»?(автор Н. Добряков, 2021)

[6] Там же.

[7] http://smesharikilove.tilda.ws/

[8] https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/51114

 

 


Просмотров: 158; Скачиваний: 44;