литературный журнал

VERBA

Киегечева М. «Разговоры с друзьями»: роман об осознанной наивности // Verba. Выпуск 5, 2023


Выпуск 5

Критика

pdf-версия рукописи

«Разговоры с друзьями»: роман об осознанной наивности

Киегечева
Мария
ПетрГУ (Петрозаводск),
thegambler214@mail.ru
Принята к публикации: 18.05.2023;

***

«- Почему ты раньше ни с кем не закрутил роман? – сказала я.

- Эээ… Наверное, не встретил никого.

- В смысле?

 На секунду мне почудилось, что он скажет: я не встретил женщины, которую желал бы так же сильно»

Салли Руни — молодая писательница из Ирландии и начинающий сценарист. Ее дебютным художественным произведением стал роман «Разговоры с друзьями». Он вышел в 2017 году и уже в 2020 году был экранизирован в качестве сериала.

 Это книга о студенческой наивности, слепой вере в невозможное. И о повторении собственных же ошибок. Рассказчик истории – молодая девушка, которая только что окончила колледж. Несмотря на наивность героев книги, сам по себе текст вовсе не наивен, как это часто бывает. В современной литературе наблюдается тенденция к упрощению сюжетов: авторы все чаще излагают в своих произведениях доступную историю, которая откликнется в душе массового читателя и не будет грузить его глубокой философией. Салли Руни в своем творчестве выбирает другой путь. Она пишет тот же простой текст, но закладывает в него сложную мысль. Этим она как бы убивает двух зайцев одной книгой: ее понимают и «любители», и «профессиональные» читатели.

            В центре сюжета «Разговоров с друзьями» – такая же мягкая, влюбленная и девственная фигура, как, вероятно, и автор романа, – студентка Фрэнсис. Ее наивные взгляды на жизнь настолько крепки и непоколебимы, что даже присутствие в книге двух взрослых главных персонажей не делает вымышленный мир романа более зрелым. С Фрэнсис невольно ассоциируешь себя в ходе прочтения. Вне зависимости от возраста и социального статуса всем знакома эта летняя «бытовуха», пришедшая на смену долгому периоду осени-зимы-весны. Салли Руни отправляет читателя в те моменты жизни, когда живется просто, а думать о сложном и делать сложное не хочется и не приходится. Это расслабляет и помогает лучше прочувствовать текст.

            История, которая разворачивается в книге, проста и не вызывает сомнений в том, что такое на самом деле могло случиться: молодая девушка влюбляется во взрослого женатого мужчину, он отвечает ей взаимностью и дает надежду на то, что у них все на самом деле перерастет во что-то серьезное. Прочитав такое описание, огромное количество современных читателей просто отложит это произведение и вернется к поискам той книги, которая будет стоить потраченного на прочтение времени. При этом огромное количество современных читателей совершит серьезную ошибку: «Разговоры с друзьями» этого времени все же стоят.

            Дело в том, что история, лежащая в основе сюжета, у Салли Руни не играет главную роль, смысл заложен в тех самых разговорах с друзьями, которые послужили названием книги. Они возвращают нас в атмосферу беззаботного студенчества, в атмосферу лета, проведенного на природе или в гостях у дальних родственников, в атмосферу любви и блаженства, которые, кажется, недостижимы в обыденной жизни. Разговоры Фрэнсис с ее друзьями заставляют думать, смотреть на вещи по-другому, при этом они пропитаны чувством надежности, защищенности и искренности, которых может не хватать в те минуты, когда мы не сидим с книгой в руках.

            Большая часть текста – диалоги. Фрэнсис говорит со всеми и обо всем. Мы слышим ее во время прогулок, за ужином, в ходе выполнения работы, за написанием текста и даже во время ее занятий сексом. Даже когда Фрэнсис молчит, читатель все равно ее слышит. Эти диалоги и монологи опять же понятны и доступны любому читателю. Они характеризуют жизнь современного человека: в устоявшемся быстром темпе города всегда находится время для посиделок на кухне за разговорами с друзьями или легкой переписки с коллегами по пути с обеда обратно на работу.

            Роман Салли Руни хорошо вписывается в систему современной женской прозы и столь же хорошо ее характеризует. Такой литературе свойственны подача обыденности через постоянные рассуждения и самокопания. Интересно, что лирические отступления в «Разговорах с друзьями» встречаются, но даже они – будто не мысли автора, а мысли самой Фрэнсис. Даже то, что говорят другие герои романа: Ник, любовник героини, или Мелисса, жена Ника, – это все равно то, что думает Фрэнсис. В этом особенность книги. А то, что именно и как именно думает героиня, составляет уникальность произведения.

            Фрэнсис описана самой обычной девушкой. При этом на самом деле можно сделать вывод, что она глубоко внутри считает себя особенной. У нее есть мнение по поводу всего на свете, она хочет понравиться. Мы видим, что она злится, когда ее новые и крутые друзья больше внимания уделяют ее подруге Бобби. Мы видим, как она переживает за свой роман с Ником и как искренне не понимает Мелиссу. Фрэнсис как будто выросла в вакууме, где все должно быть правильно и неподвижно. Она раздражается на протяжении всей книги, потому что что-то всегда идет не так, а ее жизнь постепенно рушится. Она наивна и перед ней открыт весь мир, как ей кажется в начале книги, но в ходе повествования Фрэнсис постепенно убеждается в том, что миру по большему счету на нее плевать.

            Вероятно, ради этого и стоит читать «Разговоры с друзьями». У Салли Руни получается излагать мысли так, чтобы читатель чувствовал (буквально чувствовал) то, через что проходит Фрэнсис. Она постоянно разочаровывается. Мы читаем, чтобы почувствовать бабочки в животе Фрэнсис, когда красивый и желанный мужчина впервые тайком целует ее. Мы читаем, чтобы испытать трепетный страх от того, что она прячет свои чувства от посторонних, дабы им не удалось задеть их. Мы читаем ради удовольствия, злости, раздражения, тревоги. И ради главного разочарования, которое ждет вас в конце, если вы надеетесь на то, что Френсис усвоит урок.

            «Разговоры с друзьями» – книга о том, что люди могут сознательно повторно совершать одни и те же ошибки просто потому, что для них это будет комфортным. Выбор, который вписывается в картину мира человека, это выбор, который будет сделан, даже если он априори неверен.

«Вместо этого он сказал: да не знаю»

 

 


Просмотров: 279; Скачиваний: 50;