***
«Он даже сказал, что любит меня. А я ответила, вы любите не меня, а свою любовь. Это не любовь, это эгоизм. Вы думаете вовсе не обо мне, а о том, что вы ко мне чувствуете»[1].
«Коллекционер» – дебютный философско-психологический роман-триллер Джона Фаулза, написанный в 1963 г.
Книга рассказывает о «маленьком человеке», Фредерике Клегге, который до беспамятства влюбился в юную Миранду Грей. В его сознании она скромная, нежная обладательница чистой и невинной души. Молодой человек решается на авантюру – похищение студентки. Фредерик уверен, что добрая девушка простит и непременно полюбит его, но после более близкого знакомства неожиданно для себя он открывает новые стороны её характера возлюбленной… Сюжет романа состоит из 2 частей – дневник Фредерика и дневник Миранды, каждый из которых заставляет испытывать широкий спектр эмоций: от глубочайшего сочувствия до сильнейшего отвращения.
Джон Фаулз, считавший, что писатель должен давать публике пищу для размышлений, блестяще справляется с этой задачей. Он использует множество аллюзий, упоминает психологические труды ученых, деятелей искусства, поднимает важные социальные проблемы, опытный читатель способен проследить интертекстуальные связи и параллели с величайшими классиками английской литературы.
Основной темой «Коллекционера» стало противопоставление. Но Фаулз противопоставляет не просто Миранду и Фредерика, а в их образах он противопоставляет высокоинтеллектуальных деятелей и серую массу. Как отмечал сам писатель: «История - в том числе и двадцатого века показывает, что общество упорно рассматривает жизнь с точки зрения борьбы между Немногими и Массой, между «Ними» и «Нами». Моей целью в «Коллекционере» было попытаться проанализировать, в виде притчи, некоторые последствия этой вражды»[2]. И действительно мы видим, что Миранда – деятельная, мыслящая, прогрессивная девушка является полной противоположностью своего палача – ограниченного и трусливого чиновника. Их сосуществование в одном доме больше похоже на неистовую борьбу многогранной личности и безликого существа, и до конца не ясно, кто же одержит победу.
Интересно наблюдать за тем, как навязчивые мысли главного героя постепенно перерастают в самое настоящее сумасшествие. Внешний мир с детства воспринимается Фредериком как нечто враждебное, в своем доме он постепенно отдаляется от общества и становится полным социопатом. Кажется, будто его мирок крутится вокруг Миранды, но на самом деле он упивается собственной властью. Главный герой отчаянно старается имитировать нормальную жизнь, чему совершенно противится Миранда. Но продолжая не замечать этого, Фредерик заставляет ее играть по своим правилам, постепенно впадая в безумие.
Пожалуй, более остро в «Коллекционере» описана проблема духовной бедности, «душевного уродства». На примере Клегга Фаулз показывает, как сильно страдает человек из-за собственной ограниченности. Миранда сразу же подмечает внутреннюю пустоту своего похитителя, она проявляется во всем: в убого-уродливом интерьере дома, в отсутствии книг, в его отношении к социальным проблемам, в скудной и безликой речи и многом другом. Хуже всего то, что главный герой осознает свою ничтожность, но из-за малодушия старается убедить себя в обратном, отчего становится еще более жалким в глазах читателя. Ограниченность его внутреннего мира не позволяет ему понять Миранду, от этого он и не осознает весь ужас своего поступка.
Фаулз описывает 2 параллельные линии эволюции героев: Миранда духовно растет, заточение заставляет ее переосмыслить собственную систему ценностей, и внутренняя сила девушки позволяет ей признать несовершенство своих мировоззренческих принципов. Фредерик же наоборот деградирует: из социопата он превращается в серийного маньяка и полностью теряет человечность. Герой лицемерит даже перед самим собой, а его поступки говорят об абсолютной моральной деградации. Но есть кое-что, объединяющее обоих – каждая ступень самопознания Миранды ведет ее к безумию, как и духовное падение ее похитителя сводит его с ума.
Используя форму дневниковых записей, Фаулз искусно передает огромную разницу между Фредериком и Мирандой. Дневники героев дополняют образы друг друга, и все познается в сравнении. Записи Миранды похожи на исповедь, они показывают не только путь духовного развития девушки, но и блестяще дополняют образ Клегга. Такая форма романа дает читателю возможность посмотреть на ситуацию, как минимум, с двух сторон. Фредерик тоже излагает в дневнике свои искренние мысли, и, осознавая это, читатель способен понять всю трагедию ситуации, ведь человек, совершающий гадкие поступки, но при этом считающий себя рыцарем, достоин только презрения.
Слово «коллекционер» у Фаулза приобретает негативную коннотацию. Оно обманчиво: коллекционер не восхищается красотой живых бабочек, а убивает их, чтобы только пополнить свою мертвую коллекцию. Коллекция бабочек главного героя – символ его пустого, мертвого внутреннего мира, прикрытого красивой мишурой, которая, правда, кажется красивой только ему самому.
Книга читается на одном дыхании. Сюжет динамичный и поражающий сознание, автор не дает заскучать. Страшнее всего то, что читателю отведена роль беспомощного наблюдателя. До конца не ясно, как закончится та или иная ситуация, в которую попадают главные герои. Образы Фредерика и Миранды к концу романа достаточно раскрыты и понятны, интересно, что их дополняют не только дневниковые записи, но и сама эпоха 60-х годов, отношение героев к ней. Джон Фаулз, как и хотел, показал последствия противостояния между «Немногими» и «Массой», но не рассказал, как это остановить. Эту задачу автор возложил на читателя: он должен сам открыть эту истину.
[1] Д. Фаулз «Коллекционер», пер. И. Бессмертной
[2] «Введение – диалог классиков литератур 19-20 вв.» [Электронный доступ]: https://bstudy.net/917350/literatura/vvedenie