***
«Ладно, ладно, давай не о смысле жизни, больше вообще ни о чем таком...».
Вера Николаевна Полозкова – настоящий феномен сетевой поэзии. Её можно назвать стахановцем в популяризации лирики в начале XXI века. Она – поэтесса, которая привлекла внимание к стихотворениям в Интернете в целом и открыла массовому читателю мир поэзии (хорошей или нет – выясним по ходу наших размышлений). Читатели её безумно любят, на конкурсах чтецов, театральных пробах зачастую звучат её стихотворения, а лингвисты и литературоведы пишут исследования на материале её поэзии. Но причины широкой народной любви и такой широкой известности Веры Полозковой весьма интересны и имеют свои особенности. Хочется в них разобраться.
Чтобы разгадать секрет успеха В. Полозковой как представителя современного поэтического Пантеона, стоит почитать комментарии интернет-пользователей. Под стихотворениями и интервью Веры на разных сайтах читатели её буквально восхваляют, пишут о невероятных эмоциях, которые дарит им поэтесса, об эстетичности и невероятной атмосфере, исходящей от Полозковой. Читая отклики, отзывы о книгах, можно выделить основные причины популярности поэтессы, которые определили, по факту, сами зрители:
- «В В. Полозковой поэзии узнаёшь себя»
Эта мысль выражена в описании сборника её стихотворений «Непоэмание»: «Неимоверный магнетизм её обаяния и точные ритмы суждений переносятся в книгу, где каждый находит самого себя: окрылённого, расстроенного, обманутого или влюблённого». По мнению пользователей, Вера пишет жизненно о жизни. В её лирике есть переживания близкие сегодня каждому человеку: ипотеки, телефоны, кредитные карты (к пр. стихотворения «Банкиры», «Моя Индия»).
Всякий раб медицинской, кредитной, визитной карты,
всякий пронумерован и заклеймён.
Всякий заживет, только если выплатит ипотеку,
а ты, - если ты умён, -
Уже понял, что кроме тех, что сейчас, у тебя не было и не будет
лучших времён.
- «Простота языка»
Причём следует понимать слово «язык» как особый поэтический стиль Веры. Образы, метафоры, отсылки к культуре и мысли просты, даже чуть примитивны. В стихотворении «Яблоко» посыл прозрачный и чёткий – будь внимателен к своему внутреннему миру, потому что в «наглухо больном обществе» сейчас не принято видеть «прелесть» в простых вещах, даже в заглавном образе – яблоке. Сам текст говорит о ненужности замысловатости и предлагает отречение от «глубокого»:
побудь с яблоком, с его зёрнами,
жемчужной мякотью, алым боком, —
а не дискутируя с иллюзорными
оппонентами о глубоком
Поэзия Полозковой не становится сложным паззлом с вопросом «что хотел сказать автор?», надоевшим большинству ещё со школы. Поэзия представляется теперь чем-то доступным и понятным. Создаётся образ поэтической искренности и открытости, что, безусловно, привлекает широкого читателя.
- «Инстаграмность»
Под этим пунктом я понимаю особую тенденцию к цитированию поэзии в соцсетях. Цитаты из лирики Полозковой на просторах Интернета пользуются огромной популярностью. В группах Вконтакте или в Инстаграмме великое множество постов и картинок с текстами их стихотворений современной поэтессы. Этот пункт тесно связан с первым, потому что именно видение читателями себя в творчестве В. Полозковой и порождает желание и потребность в подобном контенте на собственных страничках в виртуальном мире. Более того, такая особенность стихотворений разбиваться на вирусные цитаты – фактор огромной скорости распространения стихотворений и обретения ещё большей известности Веры.
- «Женский вопрос»
Что можно сказать о месте В.Полозковой в литературе? После Ахматовой и Цветаевой женщины в русской поэзии – не редкость, поэтому в случае Веры Полозковой стоит говорить не в контексте проблемы женщина-поэт, но о проблеме репрезентации женского в поэтическом. Гендерное начало выражается в тематическом комплексе лирики, но не имеет под собой никакого идеологического подтекста. Поэтесса делает акцент на внутренних личных женских переживаниях, и её поэзия воздействует на чувства читательниц, рассказывая о любви, расставании, одиночестве и т.д. Такой подход объясняет, почему большинство аудитории Веры Полозковой на её поэтических концертах – женщины.
Всё перечисленное современному молодому читателю, очевидно, нужно. И поэтическая деятельность Веры Полозковой — и тексты, и работа над формой их подачи (концерты, видео и проч.) – эти потребности закрывает. В этом смысле популярность Веры Полозковой вполне заслуженна. Спорить с этой популярностью нет смысла. Но подумать над её характером не возбраняется. Во многих текстах видны стремление угодить вкусам публики, потакание читательскому эскапизму, простота и доступность в восприятии вкупе с подчеркнутой эмоциональной напряженностью. Всё это признаки массовой культуры. Стихотворения Полозковой похожи на эмоциональный аттракцион. Они часто мозаичны, но кусочки мозаики не представляют гармоничного произведения. Яркий пример стихотворения, в котором стихотворение нагромождено лжепотаёнными смыслами с напускным флёром таинственности и экзотичности – «Бернард пишет Эстер»:
«Бернард пишет Эстер: «У меня возле дома пруд,
Дети ходят туда купаться, но чаще врут,
Что купаться; я видел все – Сингапур, Бейрут,
От исландских фьордов до сомалийских руд,
Но умру, если у меня тебя отберут».
В поле массовой литературы (для существования которой есть свои причины) работают свои законы и правила. И Вера Полозкова их явно чувствует и следует им. Доказательством этого можно считать нацеленность на обладание широкой аудиторией. А это черта поп-культуры. Работают на эту цель в ее текстах апелляция непосредственно к читателю, создающая атмосферу интимности и доверительности («Знаешь, если искать врага – обретаешь его в любом»), несложная композиция (чаще – линейная), обращение к популярным произведениям искусства, именам и обсуждаемым проблемам. Одно из популярных стихотворений «Если хочешь, я буду твоей Маргаритой» отсылает ко всеми известному и сейчас любимому роману М.А. Булгакова:
Ты мне нравишься, Мастер: с тобой хоть на край,
Хоть за край: мы единым сияньем облиты.
Эта пьеса - судьба твоя; что ж, выбирай -
Если хочешь, я буду твоей Маргаритой...
Огромная популярность не показатель литературной, культурной ценности стихотворений. В Петрозаводске когда-то учился Владимир Григорьевич Бенедиктов. Его обожали, но сегодня его помнят только по разоблачительным статьям В.Г. Белинского. А вдруг такая же участь ждёт и В. Полозкову? Авторам массовой культуры хоть и достаются слава и любовь публики, но фокус внимания только на «здесь и сейчас» и вторичность текстов навряд ли способствуют закреплению за Верой репутации классика современной поэзии. Скорее – статуса тренда.
Выбор читателей значим. Стоит помнить, что «история литературы не есть только история писателей и их произведений, несущих в общество те или иные идеи, но и история читателей этих произведений». Сегодня авторитет Веры Полозковой для молодых читателей поэзии почти непререкаем. Но статус классика ей сможет присвоить только время.