литературный журнал

VERBA

Тимина К., Филиппова Е. Ракурс: художественные миры Е. А. Сафрон // Verba. Выпуск 9, 2025


Выпуск 9

Разное

pdf-версия рукописи

Ракурс: художественные миры Е. А. Сафрон

Тимина
Кристина
ПетрГУ (Петрозаводск),
ilvovaster@gmail.com
Филиппова
Елизавета
ПетрГУ (Петрозаводск),
ilvovaster@gmail.com
Принята к публикации: 23.05.2025;

***

Елена Александровна Сафрон для многих из нас преподаватель, коллега, наставник. Но в обычной жизни, не касающейся университетских дел, Елена Александровна — заботливая мать, жена, а ещё человек с тонким и проникновенным видением мира.

Мы пообщались с доктором филологических наук, доцентом, художником, творцом и просто интересным человеком Еленой Александровной Сафрон.

 

Елена Александровна, были ли у вас в семье художники или литературоведы, филологи, то есть люди, по чьим стопам вы пошли?

- У нас все врачи. Бабушка моя врач, мама врач, бабушка по отцовской линии врач. А дедушкин брат был главным архитектором Севастополя, он рисовал, да. Мама рисовала немного, но так больше никто.

А профессиональных художников в семье не было.

А в детстве вы рисовали? В художественной школе, например

- В детстве рисовала, потом бросила, потом как-то во взрослом возрасте вернулась к этому. Нет, меня не водили в детстве в художественную школу, как-то не сложилось.

Какое событие повлияло на то, что вы начали рисовать во взрослом возрасте?

- Нужно было иллюстрировать мою первую монографию по фэнтези. Она выходила в Петербурге, и у меня спросили: «А что с обложкой?». Тогда и подумала, попробую сама её сделать. До этого к одной моей монографии обложку делала студентка. В этот раз сделала сама. Сначала это всё шло через силу, тратишь много времени на работу, потом как-то больше и больше рисуешь… А сейчас это уже, наверное, привычка каждого дня.

В каких творческих направлениях, помимо живописи, вы работаете? Может, танцуете?

- Нет, вот танца у меня нет вообще. Меня выгнали в свое время из кружка. Сказали: «Уходите». Вообще нет.

Это в детстве произошло?

Лет, наверное, в девятнадцать я решила попробовать, но мне сказали, что вы никогда не сможете танцевать. Видно, нет каких-то нейронов, которые отвечают за повторение движения. Я не могу ни одного движения повторить. Вот так.

Раньше вязала, когда это было актуально. Шитьё, вышивка, что-то из бисера… Сейчас рисования – основное направление. Иногда реставрацией мебели занимаюсь. Летом печку на даче реставрировала, полностью штукатурила, плитку клала. Это уже не совсем творчество, это скорее рабочая деятельность.

Как у вас получаются композиционно-выверенные работы? Ведь вы не заканчивали художественную школу или специальное образование…

- Я учусь постоянно, да. Какие-то курсы покупаю. Я бы с удовольствием куда-то поступила, но не знаю как, когда. Времени на это нет, да и возраст, куда уж поступать. Пока хочу аспирантов готовить.

Как вы совмещаете творчество и работу в университете?

Если пишу статью или к лекциям готовлюсь, параллельно вяжу. Творчество помогает мне расслабиться и отдохнуть от работы. А в остальное время я просто чередую: 20 минут поработала над статьей, 15 минут порисовала, вот таким образом.

Что в вашей жизни появилось раньше: творчество или наука?

- Творчество. Я шила куклам «Барби» платья. Начала шить лет в 6, а перестала в каком-то неприличном возрасте, лет, наверное, в 13.

Сколько времени уходит на создание одной работы?

- Недели три, поскольку сейчас абсолютно некогда. Здесь пять минут уделил работе, там десять минут в день порисовал. Ведь дома готовка, ребёнок…

Какие материалы вы чаще используете в работе?

- Акварель, карандаши акварельные, линеры, маркеры.

- Как вообще пришли к акварели? Это довольно сложная техника. Обычно люди, кто живописью не занимается, начинают с гуаши, с акрила…

С акрилом мне очень некомфортно. Он не смешивается совершенно. Акварель как раз даёт возможность замешать краски. Мне особенно нравится, что она лёгкая для работы. Можно оставить на какое-то время картину, потом снова начать. Работать с маслом я не пробовала. У меня лежит коробка, но боюсь начинать.

 

Где вы обычно рисуете?

- Дома на подоконнике. У меня нет отдельного рабочего места. Я сижу там по большей части. Пленэр — это не мой вариант. Мне надо медленно, долго, что-то поделала, потом отвлеклась, ушла гулять, чай пить, работать, ребенок, еще что-то…

Какую свою работу вы считаете самой успешной?

- Ещё нет такой работы. Наверное, еще впереди.

А какую самой любимой?

- Эти рыбы, «Мужнин улов». Это компиляция из его уловов, было три варианта, я выбрала самые интересные рыбины. Специально летом просила мужа сфотографировать мне рыбу для работы.

 

(«Мужнин улов»)

 

Вы любите рыбалку?

- Нет. Рыбу я ем, но для меня сам процесс… она живая, не могу. Это мучение для меня. Иногда хожу с мужем, катер веду, если надо, но рыбу ловить не могу.

 

Как творчество помогает вам по жизни?

- На 100%. Если возникает какой-то кризис, что-то не получается.. Это вместо психоаналитика. Депрессия? Либо читай книги, научную литературу пиши, либо рисуй.

 

Давайте поговорим про замысел картины «Василиса Премудрая»?

 

(«Василиса Премудрая»)

 

Этот образ у меня в голове ассоциируется с чем-то светлым, нежным, а тут Василиса достаточно мрачная, нетипичная.

- Этот образ – что-то между Василисой и Кали. 

Сама монография, для которой создана работа, посвящена хоррору, литературе ужасов. Была идея воплотить историю ужасов в русской литературе, хотелось подобрать какой-то русский сюжет. Мне показалось, что вариант со сказками будет оптимальным, потому что городские сюжеты нас всё-таки относят к западноевропейской традиции.

Ну а Кали.. сам жанр подразумевает смерть, эстетизацию смерти, поэтому такая иллюстрация получилась.

А чью голову она держит?

- Голова совершенно условная. Никакой конкретной задумки не было, не то, что это какие-то бывшие мужья, еще что-то. Просто нужна была какая-то мужская голова, решили переделать на монстра.

Почему у неё в глазах кровь?

- У неё зрения в физическом понимании нет. Глаза выколоты, потому что она, проходя свою инициацию в избушке и теряя зрение физическое, приобретает зрение иного мира. Поэтому зрение человеческое ей уже не нужно. Должна же она быть страшная. Сказано «должна быть страшная», вот я и сделала страшную.

Действительно, она внушает ужас.

 

Есть ли художники или кумиры, на кого вы равняетесь или чьими работами восхищаетесь?

- Мне очень нравится Тамара Юфа. Я и собиралась новую работу посвятить её творчеству. Тамара Юфа – самобытный карельский художник, техника у неё уникальная. Я считаю, что в какой-то мере пытаюсь отдать дань гению.

Кто изображён на этой работе?

- Карельская, на самом деле современная. девушка, в национальном праздничном костюме.

Сама идея — дух Карелии, женское начало, производящее. Если вспомнить ту же Калевалу, утка – та самая утка, которая сносит яйцо, из которого родится мир. Вода как традиционный символ карельской мифологии, идея была такая.

Ну а звезда сбоку – утренняя звезда, символ женского начала, опять же.

 

Как вы считаете, нужно ли художников критиковать?

- Если человек старался, он уже молодец. Критику нужно говорить очень осторожно. Мне обычно муж говорит, какие элементы стоит переделать. Причём делает замечания достаточно строго. К его мнению я прислушиваюсь, его советы помогают.

  На 2025 год есть и творческие планы: Елена Александровна сейчас работает над циклом картин, посвящённых родной Карелии, её красоте и природе.

А мы с нетерпением ждём выставки работ Елены Александровны Сафрон!


Просмотров: 115; Скачиваний: 11;