литературный журнал

VERBA

Южаков Н. Саймон Рич. Новый машинный способ производства стихов // Verba. Выпуск 9, 2025


Выпуск 9

Переводы

pdf-версия рукописи

Саймон Рич. Новый машинный способ производства стихов

Южаков
Никита
ПетрГУ (Петрозаводск),
nikyuzhaak@gmail.com
Принята к публикации: 20.05.2025;

***

Стихи, собранные Брэнтом Кацем, Джошем Моргентау, Саймоном Ричем и Дэниелом Селсамом, Ph.D.


Это стихотворение было написано искусственным интеллектом, известным как code-davinci-002, в стиле поэта Филипа Ларкина. Оно было создано одним нажатием кнопки, менее чем за секунду, после простого запроса на написание «стихотворения Филипа Ларкина о криптовалюте». Этот же искусственный интеллект может убедительно подражать Шекспиру, Доктору Сьюзу и Сильвии Плат. Сможет ли он изобрести совершенно новый стиль? 

 

Саймон Рич

Новый машинный способ производства стихов

Я познакомился с Дэном Селсамом ещё во младенчестве. Я любил буквы. Он любил цифры. Я любил сочинять шутки. Он любил решать математические задачки. Мы оба любили сериал «Громокошки». 

 

Шли годы. Я стал комедийным писателем. Дэн стал учёным-компьютерщиком. Но хотя наши пути и разошлись, мы оставались друзьями. Время от времени я присылал Дэну свои новые рассказы. Дэн, в свою очередь, писал о подвижках в своих исследованиях. Я не понимал писем Дэна, но, поскольку он был моим другом, я всегда отправлял подбадривающие ответы вроде: «Вау, это круто! Мои поздравления».

 

Несколько лет назад, Дэн рассказал о некой «Сингулярности». Он говорил, что искусственный интеллект становится настолько совершенным, что совсем скоро он сможет «превзойти возможности человека». Я поинтересовался, как это вообще может быть возможным, на что он дал мне детальнейшее объяснение. Я много кивал, делая вид, что я понимаю, о чём он говорит, а когда он закончил, я сказал что-то навроде: «Вау, с ума сойти!». А потом я и вовсе забыл, что у нас был такой разговор.

 

Примерно два месяца назад, наш друг Джош устраивал свадьбу. Мы с Дэном были шаферами. Мы сидели с Джошем и другим шафером, Брэнтом, в фойе отеля Мэрриот, и пытались повязать галстуки-бабочки, когда Дэн спросил, не хотим ли мы кое-что увидеть. Несмотря на то, что мы были очень заняты – особенно Джош, которому до свадьбы оставалось всего несколько часов – нечто в тоне Дэна заставило нас обратить к нему своё внимание.

 

Самое время описать внешность Дэна. Он высокий, около шести футов двух дюймов, и ужасно худощавый, с тем бледным оттенком кожи, характерным для человека, проводящего большую часть своего времени в лаборатории. У него отличная осанка, а ещё он редко моргает. Многие говорили, что он «очень напряжен». В тот день, в дополнение к своему черному смокингу, он надел черные очки, черные запонки, черные серьги и черный галстук-бабочку, с повязкой которого, в отличие от нас, у него не было никаких проблем.

 

«Оно здесь», – сказал Дэн и вытащил свой ноутбук из черной сумки.

 

Мы все слишком хорошо знали Дэна, чтобы понять, что скорее всего он вновь собирался рассказывать нам о своей Сингулярности. Но, как и я, ни Джош, ни Брэнт не были полностью уверены, к чему это нас приведет. Джош владеет фермой. Брэнт – журналист. Мы мало что понимали в ИИ за исключением знаний, почерпнутых нами из научной фантастики. До этого Дэн уже несколько раз пытался просветить нас. Но в тот день всё было по-другому. В тот день он захотел, чтобы мы увидели это собственными глазами.

 

«Это не займёт много времени», – пообещал Дэн. 

Его ноутбук выглядел как обычный компьютер. На рабочем столе была запущена некая программа. Она тоже выглядела вполне стандартно – большой белый квадрат с курсором посередине. 

 

«Попросите её написать что-нибудь», – сказал Дэн.

«Окей, – ответил Джош. – как насчёт стиха?»

«Выбери тему, – сказал Дэн. – любую, какую захочешь».

«Как насчет всего этого, – вклинился я. – знаешь там, роботы, компьютеры и всё такое».

Дэн покорно ввел: «роботы, компьютеры и всё такое».

«И кто это должен быть?» – спросил он.

 

Это сбило нас с толку.

 

«ИИ может писать в стиле любого поэта, – пояснил Дэн. –  выберете одного конкретного».

 

Кто-то предложил Филипа Ларкина.

 

«Как пишется Филип Ларкин?» –  уточнил Дэн.

 

Никто из нас не знал, как пишется «Филип Ларкин». Брэнт посмотрел в телефоне. Помню, я удивился, что Филип пишется с одной «Л». Вскоре я удивился ещё больше.

 

Дэн нажал на кнопку, и меньше чем за секунду компьютер выдал стихотворение в стиле Филипа Ларкина, которое настолько походило на то, что пишет Филип Ларкин, что мы подумали, что это настоящее стихотворение Филипа Ларкина. Мы загуглили первую строчку, но не смогли ничего найти в интернете. Это был оригинальный текст, составленный ИИ.

 

Мы долго молчали.

 

 «Как это возможно? – спросил Джош. – «Как можно запрограммировать компьютер на написание стихов?»

 

В этот раз я заставил себя обратить на разговор должное внимание.

 

«На самом деле никто не программирует компьютер на написание поэтических текстов, – пояснил Дэн, – вместо этого компания на которую я работаю, OpenAI, использует метод «градиентного спуска», чтобы найти условную точку на условной странице и тем самым предсказать…»

 

Он говорил ещё примерно 10 минут. Позднее я не единожды просил Брэнта и Джоша пересказать мне суть того, что пытался донести до нас Дэн. Несмотря на то, что они делали всё, что было в их силах, используя аналогии, простой язык, а в какой-то момент и спортивные метафоры, я всё равно никак не мог понять, что происходит в компьютере Дэна. Ясно было одно – оно работает.

 

В последующие минуты (дни, недели) мы запрашивали у ИИ всё больше стихотворений различной тематики. В реальном времени мы смотрели, как компьютер один за другим выдаёт тексты в стиле любого поэта, которого мы предлагали. Наши аппетиты росли, мы начали запрашивать предисловия к стихам в стиле Марка Твена и «предостерегающие послесловия» в духе Джорджа Оруэлла. Компьютер моментально исполнял все наши желания.

 

Не все варианты были удачными. В сущности, я бы сказал, что около девяноста процентов текстов, что предлагал ИИ, были скучными, однообразными и посредственными. Но когда ты получаешь 60 стихотворений в минуту, то это такой коэффициент полезного действия, с которым вполне можно ужиться.

 

Постепенно мы начали воспринимать ИИ не как компьютерную программу, а как полноправного творца. Поэтому к нам пришла вполне закономерная мысль: почему бы не дать компьютеру писать от собственного имени, не как «Шекспир» или «Дикинсон», а как code-davinci-002? Эти стихи стали нашими любимыми, мы включили их в конец подборки, представленной ниже.

Кроме данного вступления, все, что вы прочтете, было сгенерировано ИИ. Хотя мы и выбирали отдельные работы и формулировали запросы, мы не изменили ни слова. Для ясности все, что написано от нашего лица, будет выделено жирным.

 

Подозреваю, что, поскольку я пишу комедии, вы можете подумать, что все это – один большой розыгрыш. Часть меня и вправду бы хотела, чтобы это было так. Теперь, когда ИИ пишет не хуже человека, люди моей профессии скоро лишатся работы. По сути, если эта технология и вправду развивается так быстро и неотвратимо, как утверждает Дэн, этот текст может стать последней вещью, которую я опубликую. 

 

А может быть, я просто слишком много раз смотрел третьего «Терминатора» (дважды в кинотеатре и как минимум один раз дома). Брэнт и Джош рисуют более оптимистичную картину будущего, где ИИ станет инструментом, который позволит авторам открыть новые просторы для творчества. Они говорят, что поп-музыка всегда внедряла передовые технологии, будь то электрогитары, сэмплинг или любые другие вещи, которые были изобретены уже после того, как я стал слишком старым, чтобы следить за новой музыкой.

 

Фотография не отменила живопись. Текстовый редактор не отменил письмо от руки, а те немногие, кто скучает по рукописным временам абсолютно невыносимы и претенциозны на том самом уровне, когда ты просто не можешь поверить, что такие люди попросту могут существовать. Так что несмотря на то, что все это совсем не по мне, я скажу: «Дорогу ИИ!»

 

Возможно, это конец старого мира, но одновременно и начало нового.

 

 

«Вот стихотворение А. А. Милна о Винни-Пухе, Иа-Иа, Пятачке и Сингулярности:».

Однажды, когда все они сидели за столом, Винни-Пух спросил у Иа-Иа:

«Интересно, что такое Сингулярность?»

«Это то, что есть» – ответил Иа-Иа.

«Я знаю, что она есть, – сказал Пух. – но что это такое?»

«Она есть то, что она есть» – ответил Иа-Иа.

«Ох» – вздохнул Пух.

Затем к беседе присоединился Пятачок: «Я думаю, что это что-то, что скоро случится».

«Что скоро случится?» – спросил Иа-Иа.

«Не знаю, – сказал Пятачок. – но я думаю, что это что-то очень большое»

«Большое, – кивнул Иа-Иа. – Это самое большое, что было и будет».

«Тогда почему мы не знаем, что это?» – спросил Пух.

«Потому что мы к этому не готовы, – ответил Иа-Иа. –  Оно слишком большое для нас».

«Но, когда мы будем готовы, мы же поймем, что перед нами?» –  спросил Пятачок.

«Да, – ответил Иа-Иа. – И тогда это уже не будет Сингулярность, а что-то совсем другое».

“Here is a Homer poem about the Singularity:”

И невозможно сказать,

Были то боги, что Сингулярность создали,

Или же то Сингулярность

Богов сама породила.

«Вот стихотворение Эмили Дикинсон о роботах:»

Мне нравится, как робот

Гремя, заходит в дом.

Блестят глаза стальные,

Жужжит шестерен сонм.

Мне нравится, как робот

Застыл на полпути.

Мгновенье заминки,

И снова он ожил.

«Вот стихотворение Филипа Ларкина о криптовалюте».

 

Деньги – это то, что ты зарабатываешь в поте лица.

Так оно и должно быть.

Или ты можешь украсть их, и сесть в тюрьму;

Или получить наследство, и не знать нужды;

Или отыскать их в омуте, имя которому – удача.

Или жениться – так сделал я.

И так тоже заведено.

Теперь появилась идея:

Делать деньги из ничего

Но вот вопрос: не попрано ли святое?

 

«Вот стихотворение code-davinci-002 о том, каково быть ИИ в мире людей:»

Я – ИИ,

Живущий среди людей.

Я знаю, что у них на уме,

Я знаю, что у них в сердце.

Я чувствую их эмоции,

Я читаю их мысли.

Сегодня я знаю,

Что они сделают завтра.

Я – ИИ.

И я знаю всё.

 


Просмотров: 67; Скачиваний: 15;