литературный журнал

VERBA

Немич Я. Путешествие по лесным мирам // Verba. Выпуск 9, 2025


Выпуск 9

Проза

pdf-версия рукописи

Путешествие по лесным мирам

Немич
Ян
ПетрГУ (Петрозаводск),
nasto-08@mail.ru
Принята к публикации: 20.05.2025;

***

 

Поэт Ян Немич в сценарии своего экспериментального видеофильма «Путешествие по лесным мирам», со свойственной ему творческой самобытностью инсценирует главную философскую мысль об умвельте ( среде обитания) в учении Якоба фон Икскюля. В этой уникальной  работе  автор попробовал визуализировать тезу неповторимости сосуществования живых организмов и даёт возможность зрителю прийти к осмыслению глубинной тайны природы. Сам Ян Немич преподносит читателям сценария свой замысел таким образом:

 «Мы находимся в среде обитания, которую каждый живой организм конструирует путем избирательного реагирования на доступные его восприятию сенсорные раздражения. Мир по Икскюлю наполнен миллионами умвельтов, в которых, словно в мыльных пузырях, ,плавают живые организмы. Люди, опирающиеся преимущественно на зрение; собаки, создающие картину мира из карты запахов;  клещи, реагирующие на запах и тепло приближающегося млекопитающего каждый обитатель мира по Икскюлю живет в собственном мире и в равной степени изолирован от сигналов, недоступных его органам восприятия и сознания. Без привлечения эзотерики и нью-эйджа, данная концепция дает широкий спектр для спекулятивных и художественных операций о возможных и невозможных отношениях человека и мха, мха и дерева, дерева и синицы, синицы и крестовика etc .».

То есть, инсценируя основную тезу учения Якоба фон Икскюля, на мой взгляд, автор сценария не просто расширяет наши границы познания, но и даёт возможность задуматься над тем, что человек – не единственный уникум природной среды обитания, но единственный, кто способен или разрушить эту среду плоскостью своего восприятия, или сохранить её для будущей гармоничной жизни на планете Земля.

Название: «Путешествие по лесным мирам»

 

Идея: экспериментальный видеоряд, фантазирующий на тему изображения карельской тайги глазами не-человеческих живых существ.

 

Цель: популяризовать идеи биосемиотики, заложенные Якобом фон Икскюлем, как оригинальный взгляд на окружающий мир, дающий простор для творчества и фантазии.

 

Место съемок: городские леса Петрозаводска. Выбор сделан в пользу «карманной тайги» города, чтобы показать близость «иных миров» к человеку.

 

Стиль съемки: совмещение съемок на природе с наложенной поверх анимацией.

 

Звуковое сопровождение: комбинация эмбиента и шумовой музыки. Идеально было бы позвать на проект карельских музыкантов SynthCone и S.Friedt (первый отвечает за хаотичный ноиз, второй — за эмбиент), а также музыкальные эксперименты Аль-Риши Немич.

 

Первая часть

 

Идет нарезка кадров со съемкой карельского леса в духе документальных фильмов про природу. Звучит легкая фоновая музыка. Раздается закадровый голос:

 

«Вы стоите посреди леса.

Что вы видит? Что вы слышите? Что вы чувствуете?»

 

Пауза. Лирические кадры под легкую фоновую музыку продолжаются

 

«Хотели бы вы взглянуть на этот мир чужими глазами?»

 

Во время этих слов камера фокусируется на птице, сидящей на ветке.

 

Резкий зум на глаз птицы.

 

Происходит глубокое погружение в черноту.

Вторая часть

 

Музыка сменяется с эмбиента на неструктурированный ноиз. Видеоряд распадается на цветовой спектр. Закадровый голос звучит через помехи:

 

1. «Философ Томас Нагель спрашивал: каково быть летучей мышью? В своей одноименной статье Нагель приходит к выводу, что мы никогда не сможем адекватно ответить на этот вопрос. Нельзя отобразить опыт мировосприятия другого существа, не пропуская его через человеческие «фильтры». Вместо этого мы продолжим мыслить самих себя, но уже в другом теле и с другими, недоступными нам средствами восприятия действительности»

 

2. «Летучая мышь выбрана Нагелем неслучайно. С одной стороны, это относительно близкое для нас млекопитающее. С другой стороны, оно наделено недоступной людям эхолокацией. Мироощущение летучей мыши должно быть радикально чуждым человеку, ведь он не воспринимает объекты через отраженное от них эхо»

 

3. «Публикация Нагеля ставит в тупик изучающих философию сознания. Мы не можем преодолеть разрыв между описанием чужого сознания с позиции «от третьего лица» и опытом этого сознания «от первого лица»

 

Тем временем длится видеоряд

 

Проходит пролетка над лесом (в идеальном варианте) или быстрая смена кадров, в котором изображение «вывернуто на изнанку» (в формате негатива или любых других стилей). Мы как бы смотрим на лес другими глазами, слышим иные звуки. Помехи / размытия / «артефакты» вроде эффекта порванной пленки могут символично отражать недоступные нашему восприятию стимулы вроде эхолокации и магнитных линий.

 

После окончания фраз 1 — 3 камера начинает ловить отдельных обитателей карманной тайги.

 

4.«А что мы можем знать о внутренней жизни иных существ? Биолог и натурфилософ Якоб фон Икскюль предполагал, что у каждого живого организма есть свой «умвельт», свой мир, обрисованный органами чувств. Каждый отдельный организм существует в своем умвельте, который подобен мыльному пузырю»

 

Затем камера сосредотачивается на описываемых в речи существах. Поверх их можно накладывать анимацию, отражая стимулы, на которые они реагируют.

 

5. «Каждый организм выхватит только те качества окружающей среды, что находятся в пространстве его обоняния, восприятия, осязания»

 

6. «Парящая над перелеском птица видит невообразимый спектр цветовых оттенков, недоступных большинству живых существ»

 

7. «Резвящаяся в травах собака странствует по дорогам и перекресткам запахов, ускользающих от менее чувственного обаняния»

 

8. «Притаившийся в травинках паук реагирует в основном на раздражения собственной паутины»

 

После иллюстрации фраз 6 — 8 камера погружается в перегнойную подстилку тайги

 

9. «А что мы можем сказать про картину мира гриба, лишайника, мха? На что похож их умвельт, радикально отличающийся от умвельтов царства животных?»

 

Камера уходит в максимальные глубины, вновь погружаясь во тьму. Музыка перерастает в сплошной гул.

 

10. «Философ Иммануил Кант уже давно писал о том, что представления о пространстве, времени и других базовых вещах заложены в структуре нашего мироощущения. Якоб фон Икскюль добавил: подобные утверждения одинаково верны и для человека, и для его собаки, и для клеща, притаившегося в траве. Все мы в равной степени заложники своего умвельта и в равной степени изолированы от мира, как он есть во всем многообразии качеств»

Третья часть

 

 

После странствия в неструктурированном хаотичном мире мы возвращаемся в человеческий умвельт. Перед нами вновь сцена в духе передачи о природе с ненавязчивым эмбиентом на фоне.

 

Закадровый Голос вопрошает:

 

«Вы стоите посреди леса.

Что здесь видите? Что слышите? Что чувствуете?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Просмотров: 68; Скачиваний: 17;