литературный журнал

VERBA

Васильева Н. Б. Сила художественной литературы // Verba. Выпуск 1 (№ 1), 2021


Выпуск 1 (№ 1)

Мастерская

pdf-версия рукописи

Сила художественной литературы

Васильева
Надежда Борисовна
Союз Российских писателей (Петрозаводск),
vassiljeva@onego.ru
Принята к публикации: 12.05.2021;

***

Проблема отсутствия интереса к чтению волнует сегодня многих думающих людей не только в нашей, когда-то «самой читающей стране в мире», но широко рассматривается и за рубежом. Это повсеместная проблема нашего технократического века. А ведь художественная литература таит в себе огромную силу. Это сила мыслительной энергии автора. Оформленная словом, мощь её многократно усиливается. СЛОВО способно вызывать катарсис чувств, влиять на сознание и даже менять жизнь человека. И потому на писателя возложена большая ответственность за все его творения. Пишущий человек должен идти впереди жизни и показывать правильное направление взглядам, вкусам, жизненным традициям. Но чтобы давать – нужно иметь!

За каждой строчкой произведения виден внутренний мир автора, его мироощущение, его жизненная позиция. Если читатель принимает произведение, и оно ему нравится, то автор – его незримый друг и единомышленник.

Какие произведения становятся классикой? Те, которые способствуют развитию духовного начала в человеке, его внутреннего мира, его чувственности. В этом заключается святая миссия художественной литературы.

Вдумчивый читатель, исследуя внутренний мир другого человека, путем сравнений и анализа, познаёт себя, находит ответы на волнующие его вопросы, поднимается на ступеньку выше в своем духовно-нравственном развитии вместе с героями художественных произведений. Вечная борьба добра со злом в душе человека ярче всего проявляется в экстремальных ситуациях. И потому важен сюжет. Главное – позволить читателю увидеть свет чистых человеческих устремлений пусть даже через мрак социального бытия. Тут уместно вспомнить слова Пастернака: «Если автор затрагивает тонкие струны человеческой души, он на пути Истины и стоит на позициях гуманизма». Слезы, вызванные сильными чувствами любви, чистоты, гуманности, являются очищающими.

А теперь несколько слов о негативных, на мой взгляд, тенденциях в современной литературе:

­

«Забалтывание». Этакое милое самолюбование. Нет сюжета, нет сверхзадачи (ради чего пишется произведение?), не соблюдаются никакие литературные каноны. Читаешь, но никогда не сможешь пересказать того, о чём прочитал. Абзац на целый лист, а у читателя в голове не вырисовывается ни одной картинки. Вроде и слова русские, сочетаются и звучат красиво, но не побуждают работать воображение, а, значит, и на душу читателя не ложатся. А бывает и такое: отдельные фразы воспринимаются, отдельные детали вырисовываются, язычок автора  отточен,  и вроде  даже в каком-то литературном даровании отказать нельзя, а спроси читателя, сможет ли он пересказать сюжет прочитанного произведения – не ответит. Потому как автор не ставит целью выразить наболевшую в душе мысль, а упивается самолюбованием своих литературных способностей. Такая особенность, на мой взгляд, страшнее графомании. Произведение графомана хоть читать не будешь, а здесь автором ловко воруется  внимание и  дорогое время читателя.

 

 «Чернуха». Она способна повергнуть читателя в длительную депрессию. Ничего святого, сплошной мрак. А в произведении должен быть свет: либо в образе главного героя, или в авторской позиции, может быть в кульминационной ситуации, в философской концовке. Но свет должен быть! Литература должна звать за собой «в даль светлую».

 

 «Фэнтези». Этот заимствованный жанр уводит в мир иллюзий. У фэнтези нет ничего общего с классической фантастикой. Фэнтези – это суррогат. А классическая фантастика, как и русские народные сказки, очень тесно связана с жизнью. И очень часто предсказывает будущие события или явления.   

 

«Оригинальниченье». Ещё одна негативная особенность современной литературы. Когда автор, находясь в поиске оригинальной формы, языкового стиля, забавной интриги, забывает о воспитывающей душу роли содержания написанного.

Начиная писать новое произведение, чётко держишь в голове (что самое важное!): верно ли избран языковой стиль, которым будет вестись повествование. Ляжет ли он на душу читающего человека? Сделал правильный выбор – пишется легко, а, значит, и читаться будет легко. А если мучаешься над самым первым абзацем – следует отложить перо в сторону и хорошо подумать: тот ли ты выбрал путь?!

Художественные образы способны оказывать большое влияние на душу человека. Одна книга может дать прилив доброй энергии, света, духовной силы читателю, под влиянием другой человек может впасть в глубокую душевную депрессию, отчаяние, мрак. Писатель несет ответственность за состояние Духа читателя, который читает его произведения. Учитель, библиотекарь несёт ответственность за то, какую литературу он предлагает детям. И надо отдать должное нашим филологам и библиотекарям, которые самым ответственным образом справляются с этой задачей. И книги, напичканные нецензурной лексикой и пошлостью, прячутся мудрыми работниками библиотек подальше от детских глаз.

 Самая ценная, на мой взгляд, художественная литература - та, которая отражает жизнь во всех её проявлениях, со всеми проблемами, жёсткой исторической правдой, неожиданными психологическими поворотами, народной мудростью  и  глубокой жизненной философией. К сожалению, из художественной литературы в период перехода нашего общества на жёсткую рыночную экономику, когда почти все региональные издательства стали переходить в разряд частных предприятий, из художественных произведений стала уходить реальная жизнь. А ведь именно она  вызывает сочувствие и сострадание, которые, в свою очередь, являются основой духовности человека. Всё, что уходит из книг, уходит из жизни общества в целом. Зато в изобилии появились детективы, боевики – для взрослых, и ужастики, фэнтэзи – для подростков. Всякий жанр имеет право на существование. О вкусах и пристрастиях, как говорится, не спорят. Но не должно быть засилья, доминирования одного жанра над другим.

Художественная литература не терпит пустот. Каждое слово, как у актёра на сцене, должно быть наполнено энергией пишущего человека. Именно эта энергия и способна глубоко проникнуть в душу читающего.

Особо хотелось бы сказать о художественных произведениях для детей. Для склонных к подражанию подростков важен положительный герой, яркий образ которого может повлиять на выбор жизненного пути впечатлительного ребёнка. Но положительный герой не должен быть до приторности идеален. Герои должны быть такими, как в жизни. А это значит – не однозначными. Ведь в каждом человеке всего намешано: и положительных, и отрицательных качеств. Вопрос лишь в том, какие качества перевешивают на Весах Фемиды? Иногда важно показать трудный путь становления личности подростка, обретения им души. И самое главное – показать жизненно правдиво, чтобы юный читатель поверил, чтобы художественный образ этот надолго запечатлелся в его памяти, чтобы жизненные знания, почерпнутые из произведения, вошли в сознание подростка спокойно и глубоко, как свет. Чтобы читающий школьник, исследуя внутренний мир литературного героя, путем сравнений и анализа, в первую очередь, познавал… СЕБЯ. Писатель должен любить своих героев, и тогда эта любовь перейдёт к читателю. В его сознании проявится сострадание – первые росточки духовного роста.

Необходимо, чтобы ребёнок не только прочёл произведение, но и поразмышлял над ним. Очень важно развитие семейного чтения, после которого идёт обсуждение прочитанного членами семьи. Ведь именно в семье можно научить ребенка любить книгу с раннего детства. От того, часто ли дети видят дома родителей с книгой в руках, тоже зависит формирование мотива к чтению. Сегодня так нужны книги, которые учат любви, терпению, мудрости и доброте. Такие книги, которые способны исцелить человеческую душу, привести к гармонии и взаимопониманию. Лишь сопереживание воспитывает душу человека, развивает его внутренний мир. При обсуждении литературного произведения не только формируется мыслительный процесс, но и развивается речь читающего. А уровень развитости речи в современном обществе за последние двадцать лет упал очень резко до бытового уровня. Во многом это зависит от того, что общество, «утопающее» в штормовом информационном потоке, «заглатывает всё, что попадает в рот» с экранов телевизора, компьютера, смартфона.

Говоря о детском чтении, не могу не вспомнить об одной из ведущих специалистов России по школьному чтению – Ирине Ивановне Тихомировой, авторе многочисленных книг по развитию детского чтения. Её мысли – это те духовно-нравственные ориентиры, которые нужно держать во внимании, как пишущим людям, так и тем, кто связан с преподаванием словесности и школьным чтением.

В одной из своих книг под названием «От чтения – к творчеству жизни» И.И. Тихомирова пишет о том, что в восприятии читателя художественного произведения значительную роль играют «мелочи» (детали). Именно они остаются в памяти читающего ребёнка на всю жизнь. Чем больше читатель открывает в произведении деталей, словесных тонкостей, тем больше эмоций и наслаждения он получает от чтения. Художественное чтение должно будить мысль читателя. Очень часто взгляд на реальную жизнь и самого себя у читающего человека идёт сквозь призму прочитанного произведения. Художественная литература, если она не суррогат, действует прежде всего на чувства читателя через художественный образ. Отсюда задача – будить сопереживание к литературным героям, пробуждать сострадание, которое способно проявиться и к реальным людям. Сегодня наблюдается умаление роли чтения в общественном сознании, сведение чтения, с одной стороны, к средству информации, с другой, к средству развлечения и досуга. Главное в чтении не текст сам по себе, а мысли, чувства, образы, вопросы, какие рождаются в душе читателя. Искусство создаёт язык души. Особенность души в том, что она не скудеет от дарения: чем больше даришь, тем больше её тебе остаётся. Замкнувшись исключительно на себе, душа деградирует. Впадая в состояние понимания мира другого человека, или произведения искусства, душа будет расти и крепнуть. То, что читают современные дети и подростки сегодня, во многом определит завтрашний день нашего общества. Генрих Манн говорил: «Сегодняшние книги являются завтрашними поступками».

Великая русская литература первым правилом всегда ставила искренность. И только потом можно говорить о содержании, о том, насколько глубоки и верны те или иные ответы, насколько они противоречивы.

И как тут не согласиться с мнением автора книги, которая всю свою жизнь посвятила исследовательской работе в этом направлении, соединив воедино личный практический опыт библиотекаря с глубоким анализом мнения выдающихся писателей, критиков, педагогов разных эпох. А, значит, это мнение далеко не субъективное.

Подводя итог всему вышесказанному, остаётся добавить, что книга должна нести новые знания. Чтение даётся человеку не для того, чтобы убивать время. Чтобы возродить былую славу России, как самой читающей страны в мире, нужно объединить усилия всех здравомыслящих людей общества, заинтересованных в воспитании нашего подрастающего поколения. Ведь магия слова способна открыть в душе человека невероятные силы.

 

 

 

           

 


Просмотров: 1851; Скачиваний: 153;