***
В 2024 году исполнилось 100 лет со дня рождения Дмитрия Гусарова. Более 20 лет его имя носит Центральная городская библиотека Петрозаводска, там же работает музейная комната, сохраняющая память о нем. В нашем городе на здании по адресу ул. Свердлова, д. 10 расположена мемориальная табличка «В этом доме с 1963 по 1981 год жил и работал народный писатель Карелии Дмитрий Яковлевич Гусаров».
А кто он – Дмитрий Яковлевич Гусаров, какие книги написал, чем знаменит? К сожалению, нынешняя молодежь, да и люди старшего возраста, не могут дать ответ на этот вопрос. Чтобы раскрыть личность народного писателя, необходимо знать некоторые страницы его биографии.
Дмитрий Яковлевич Гусаров родился 4 октября 1924 года в селе Тулубьево Псковской области в семье кузнеца. Именно отец сыграл ключевую роль в жизни молодого человека. В доме Гусаровых любили книгу – зимними вечерами дети усаживались вокруг отца и слушали его чтение. К девятому классу Дмитрий Гусаров в совершенстве знал поэзию А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Н. Н. Кольцова. Благодаря отцу Гусаров прекрасно играл на гармони, что стало для него одним из основных способов заработка в дальнейшем жизненном пути.
С детства Дмитрий зачитывался историями о путешествиях и мечтал стать капитаном дальнего плавания, однако Великая Отечественная война разрушила все его планы. Шестнадцатилетний Дмитрий работал кладовщиком, затем слесарем-сборщиком и электросварщиком на заводе автоприцепов.
С первых же дней войны молодой человек стремился попасть на фронт. Летом 1942 года добровольцем приехал в Карелию, где получил направление в партизанский отряд «Боевые друзья». Однако военный период жизни длился недолго: в марте 1944 года при разгроме гарнизона противника в заонежской деревне Конда Дмитрий получил тяжелое ранение в ногу. На связанной вместе паре лыж юные партизаны, поочередно меняясь, тащили товарища в течение девяти часов. Лечение длилось около трех месяцев. Рана зажила, но вернуться на фронт Гусаров уже не смог.
Что же стало поворотным моментом для начала нового, литературного этапа жизни Дмитрия Гусарова? В один из дней он забрел в пригородный лесок, где за колючей оградой находился орудийный парк артиллерийского училища, эвакуированного из Смоленска. Вдоль ограды прохаживался часовой, молодой курсант. Завязался разговор. Через месяц-другой курсанту предстояло, получив офицерское звание, отправиться на фронт, и поэтому понятен был его интерес к человеку, понюхавшему пороха. Курсант оказался на редкость начитанным и любознательным. Встретив внимательного слушателя, Дмитрий с охотой рассказывал о пережитом. Партизанские впечатления, сдобренные грустью от разлуки с товарищами по отряду, с новой силой захватили его. Прошло, вероятно, не менее часа. Курсант слушал его и поглядывал по сторонам: приближалось время смены караула. Когда по просьбе часового Дмитрий отошел от ограды, вслед ему раздался негромкий, почти умоляющий голос: «Слушай, партизан, ты напиши это, обязательно напиши, слышишь?».
«Я не знал фамилии этого парня, – вспоминал Д. Гусаров. – Ведь мы даже не познакомились. Но его взволнованный умоляющий голос: «Ты напиши это, обязательно напиши!» – много дней не давал мне покоя. Иногда кажется, что я и сейчас слышу его».
Решение стать писателем было твердым, но стремительным и необдуманным. К радости начинающего автора, первое же произведение – рассказ «Два случая одной жизни», был сразу же принят в печать в альманахе «Уральский современник», редактором которого в то время был Павел Бажов. Это необычайно вдохновило Дмитрия Гусарова! Однако впереди ждали литературные неудачи, и молодой человек понял, что ему необходимо учиться.
Только после окончания филологического факультета Ленинградского государственного университета Дмитрий Яковлевич Гусаров заканчивает второе произведение – повесть, неоднократно меняющую заголовок и известную ныне под названием «Плечом к плечу». Затем следует продолжение повести – роман «Боевой призыв», потом – роман «Цена человеку», документальное произведение «Три повести из жизни Петра Анохина», повесть «Партизанская музыка», рассказы «Банка консервов» и «Путь в отряд», повесть «История незаконченного поиска».
Но настоящую литературную славу Дмитрию Яковлевичу Гусарову принес роман-хроника «За чертой милосердия», который вышел в издательстве «Карелия» в 1978 году. «За чертой милосердия» – хроника знаменитого похода, совершенного летом 1942 года Первой партизанской бригадой Карельского фронта под командованием Ивана Антоновича Григорьева. Это история о пятисотверстном пути бригады, о 26 боях, о голоде и лишениях, о мужестве и бесстрашии партизан, когда из 648 человек вернулись назад лишь 126 человек.
Работе над произведением предшествовали поиски архивных документов, связанных с походом. Как признался в одном из интервью Дмитрий Яковлевич, это произведение – своеобразная дань «памяти павших, мужеству вернувшихся», и именно эти слова стали эпиграфом к роману. Когда в 1980 году роман Гусарова был опубликован в Финляндии под названием «Глухомань не знает пощады», в многочисленных откликах финской печати подчеркивалась исключительная исследовательская работа, которую проделал автор.
За 46 лет литературной работы Дмитрий Гусаров написал три романа, пять повестей, восемь драматических произведений. Всё потому, что главным делом своей жизни открыто называл литературно-художественный и общественно-политический журнал «Север», главным редактором которого служил почти 36 лет – с 1954 по 1990 год. За время его работы в издании появились новые рубрики («Для детей», «Сатира и юмор», «Дневник культуры», «Наши интервью»), были опубликованы тексты неизвестных тогда, но знаменитых сейчас писателей. Именно Д. Я. Гусаров раскрыл талант Василия Белова, Василия Шукшина, Владимира Личутина, Даниила Гранина!
Несмотря ни на что, а точнее – вопреки всем препятствиям Дмитрий Яковлевич Гусаров в какой-то степени воплотил свою детскую мечту: стал капитаном. Капитаном карельской журналистики конца ХХ века. Вывел в литературное море начинающих писателей, показал им путь и отпустил в самостоятельное дальнее плавание, не переставая помогать им и словом, и делом. А ориентиром для них стало то самое правило Дмитрия Гусарова: не гоняться за модой, не переходить из крайности в крайность в поисках сенсационной оригинальности, показной смелости или непохожести. Ведь истинная литература рождается не в пренебрежении опытом прошлого, не в отвержении его, а в опоре на традиции великой русской классики, в развитии близких народу форм и жанров, в художественном постижении реальностей мира, в сопереживании народным радостям и горестям.