литературный журнал

VERBA

Львова И. В. Школа писательского мастерства // Verba. Выпуск 7, 2024


Выпуск 7

Мастерская

pdf-версия рукописи

Школа писательского мастерства

Львова
Ирина Вильевна
ПетрГУ (Петрозаводск),
ilvovaster@gmail.com
Принята к публикации: 23.05.2024;

***

Раздел «Мастерская» завершает работу в предложенном формате – бесед писателей Карелии о литературном мастерстве и творчестве. За этот период были опубликованы статьи известных писателей разных поколений Р. Мустонен, Я. Жемойтелите, В. Линьковой, Е. Харламовой, О. Мошникова, В. Тренина, Н. Васильевой и др.

Со следующего учебного года начинает работать Школа писательского мастерства при Гуманитарном Парке ПетрГУ, которую будут вести писатели Карелии. Журнал предоставит площадку для публикаций авторов и педагогов школы.

 

Школа приглашает всех желающих научиться писать тексты различных жанров (в том числе и поэтические тексты), читать и понимать литературное произведение, развивать творческое воображение, общаться с единомышленниками, любящими словесность, а также получить возможность для публикации своих произведений и общения с начинающими авторами других регионов России.

Программа включает

- тренинги на развитие ассоциативного и вербально-логического мышления

- упражнения в области креативного письма

- работа с художественным инструментарием

 - обсуждение, рецензирование и редактирование текстов;

- подготовку материалов к участию в литературных конкурсах, а также к публикации в литературном альманахе «Первоцветы» и  журнале «Верба».

 

Направление:

«Поэзия и экспериментальные формы» /рук. Е.С. Харламова/ включает в себя:

- тренинги на развитие ассоциативного мышления и упражнения на креативность;

- способы поэтизации обыденности: составление поэтичного афоризма, с упором на персональную ментальную карту;

- освоение механизмов изобретения тропов;  

- стихосложение классическое и «свободное»: опыты с верлибром;

- понятие о звукописи и графике: создание «звучащих» и визуальных текстов (тавтограмма, монорим, акростих);

- эксперименты с твердыми формами: от моностиха до катрена (поединок усеченных сонетов);

- погружение в эстетику японской поэзии; хайку и танка;

-  путешествие «вслед за кистью»: дневниковые записки в духе «цзацзуань» и «дзуйхицу»;

- подготовка творческих работ к публикации в литературном альманахе «Первоцветы», № 7.

 

 Направление

"Проза. Как написать короткий рассказ" (рук. И.В. Львова)

На занятиях мы ответим на вопросы:

Что дает сочинение художественной прозы? Как начать писать?

Что важнее - рассказывать или изображать?

Что мы должны знать о главном герое?

Какова роль детали в тексте?

Как не перегрузить текст лишними подробностями?

Что ее создает энергию рассказа?

Как редактировать текст?

Кто наш читатель. Должны ли мы о нем думать?

На занятиях мы будем читать и анализировать классические тексты и создавать свои, обмениваться мнениями, писать критические заметки о прочитанном.

Вы узнаете, как:

  • Строить сюжет
  • Создавать точные описания и живые диалоги
  • Структурировать текст
  • Редактировать текст

 

Теоретическая часть включает разделы:

  1. Ключевые концепции художественной прозы
  2. Фабула и сюжет.
  3. Изображать или рассказывать – два подхода к повествованию
  4. Герой и персонаж -  как создавать характер в развитии.
  5. Описание места, приемы создания описания
  6. Точка зрения, ее роль в тексте.
  7. Деталь.
  8. Авторский стиль.
  9. Редактирование текста.

Практическая часть включает следующие виды занятий:

  1. Упражнения в написании текста на каждом занятии .(миниатюры до 500 знаков)
  2.  Написание собственного рассказа объемом до 4000 знаков
  3. Обсуждение написанного на каждом занятии.
  4. Критический отзыв объемом 1-2 страницы.

 

 

И несколько высказываний о творчестве литературных классиков.

 

  1. «Не существует ни хороших, ни плохих сюжетов. Стиль – это единственный способ видеть вещи». Г. Флобер
  2. «Он был непоколебимо убежден в том, что какое-нибудь явление можно выразить только одним способом, обозначить только одним существительным, охарактеризовать только одним прилагательным, оживить только одним глаголом, и он затрачивал нечеловеческие усилия, стремясь найти для каждой фразы это единственное существительное, прилагательное, глагол. Он верил в таинственную гармонию средств выражения, и, если какое-нибудь слово казалось ему неблагозвучным, он с несокрушимым терпением искал другого, убежденный, что еще не нашел истинного, единственного слова». Г. Мопассан о Флобере.
  3. «Хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина.Например, у тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездой мелькало стеклышко от разбитой бутылки и покатилась шаром черная тень собаки». А.П. Чехов.
  4. Побольше случайных деталей и ненужных подробностей. Наряду с яркими характеризующими деталями (серый, длинный забор с гвоздями напротив дома несчастной героини, фальшивые деньги и засахарившееся варенье в доме, где живут жестокие, жадные люди) используйте подробности, которые ничего не добавляют к пониманию текста. Зачем читателю знать, что один герой вытряхивает из сапога песок во время важного разговора или что другой, работавший лакеем, уронил поднос, на котором была именно ветчина с горошком? Но это создает эффект воспроизведения жизни во всей ее полноте и сложности. Помните: и большое, и малое равно достойны описания. А.П. Чехов


Просмотров: 1324; Скачиваний: 52;