***
Что мы читаем, как и зачем? А Вы – читатель или писатель, и разделимы ли эти понятия? А жить без литературы – можно? Прожить – получится? Готовя пилотный выпуск литературного журнала, мы не могли не поговорить с теми, кто рядом – о сокровенном.
Формат обмена мнениями выбрали в уже привычных традициях постпандемичной реальности: простая гугл-форма и сложные вопросы.
Мы предложили поучаствовать в опросе порядка шестидесяти человек: добрая половина наших респондентов заполнила форму до конца (спасибо!). Своими мыслями с нами поделились студенты, преподаватели, выпускники-филологи и карельские поэты. Получилось глобально. Мнения, чаяния, прогнозы и даже советы – в нашей подборке.
Художественная литература: какова ее роль в современных реалиях? Какое место она занимает именно в Вашей жизни?
По-моему, очень большая. Больше, чем кажется на первый взгляд. Литература - это способ общения с большим миром. Нилова Анна Юрьевна, директор Института филологии
Такая же, как и в несовременных. Человек нечитающий (сам того не подозревая) страшно обедняет себя, лишает удовольствия, лишает возможности думать.
К тому же... "каждая прочитанная книга - ещё одна прожитая жизнь". Розова Анна Евгеньевна, преподаватель Института филологии
Важная. Никому и никогда не помешает перенять чужой поведенческий опыт, расширить свои взгляды на собирательный образ человека, задаться вопросами и проработать гипотетические ситуации, в которых человек никогда не был сам, а, может быть, и не будет вовсе. Но всё же, сопереживание и отождествление себя с героем книги, всегда помогает человеку познать себя глубже, узнать или даже установить свои принципы, свои выборы или хотя бы набросать пути к ним. По-моему, художественная литература тренирует эмпатию - что делает человека значительно богаче. Алина Копосова, поэтесса
Не меньше и не больше, чем век назад. Татьяна Каменская, выпускница филологического факультета
Малозначительная и специфическая. На общественную сферу куда больше влияют философы и публицисты, для широкого читателя формирование какой-то обозримой литературной дискуссии завершилось, и книга служит в основном развлечением на вечер, поэтому с эстетической точки зрения она ничуть не лучше, чем, например, случайный поход в кинотеатр. Впрочем, я могу сильно ошибаться. Вересов Илья, студент Института филологии, поэт
Сейчас читают меньше, чем, например, в советском союзе. Но все же читают. Это большая радость. Многие не считают чтение полезным занятием, поэтому предпочитают телевизор или телефон. Это грустно и заставляет задуматься. Надеюсь, что рассказанное в книге "451' по Фаренгейту" не станет реальностью. Сюзанна Сергеева, студентка института филологии
Литературное творчество занимает первое место, так как постоянно читаю для себя или для учёбы. Художественная литература расширяет кругозор, знакомит с историей, пополняет лексикон человека, формирует нравственные качества. Анастасия Михайлова, студентка Института филологии
Что Вы читаете?
Русскую классическую прозу, современную иностранную прозу, современную русскую поэзию. Егор Сергеев, поэт
Зависит от сиюминутного эстетического запроса, бывает, тянет к сочному, богатому языку, Набокову или Тынянову, но в основном выбираю как можно более молодую. Недавно изданная литература окружает себя ещё свежей полемикой, решаемыми здесь и сейчас проблемами, поэтому, конечно, она вызывает больший интерес.
Отечественную. Очевидно, когда у тебя на руках все национальные культурные коды, проблемы и язык отечественной литературы роднее, понятнее и интереснее. К тому же, она обладает уникальными свойствами, отделяющими её от зарубежной, своими особыми путями развития. Вересов Илья, студент Института филологии, поэт
Короткие рассказы, так как вокруг слишком много информации, чтобы держать сюжет романа в голове. Марина Аликина, студентка Института филологии
Проще сказать, какую литературу я не предпочитаю. Больше люблю классику, как прозу, так и поэзию. Мне интересны произведения современных авторов, которые набирают популярность, но классику (зарубежную и отечественную) нельзя заменить или перепрыгнуть. Не могу сказать однозначно. У меня есть любимые зарубежные писатели, есть любимые отечественные писатели. Я не могу какой-то стороне отдать свою любовь. Думаю, даже в школе я бы не ответила на этот вопрос, хотя и читала больше отечественных писателей. Сложно сделать выбор. Сюзанна Сергеева, студентка института филологии
Я люблю литературу жанра фэнтези, фантастика, детские приключения, детективы и комиксы, сказки и мифы разных народов мира, также литературу для подростков. У меня двое детей, обязательно каждый вечер я читаю им сказки или приключения перед сном. Для себя читаю Толкина, Макса Фрая, Бориса Акунина, Наталью Щерба и других современных авторов. Лукашевич Мария Васильевна, старший преподаватель Института филологии
Написанную хорошим языком, рассчитанную на диалог с читателем, а не на безадресное самовыражение. Нилова Анна Юрьевна, директор Института филологии
Классическую, ибо это лучшее, что есть. Ольга Проскурякова, выпускница филологического факультета, спортивный аналитик
Научную (медицинскую/психологическую в основном) и художественную. Первую для интеллекта ума, вторую - для интеллекта эмоционального, тренировки воображения и щекотания ощущений. Алина Копосова, поэтесса
Сейчас я читаю Лимонова. Во времена застоя приятнее отвлекаться от настроений упадка и знакомиться с произведениями, в которых чувствуется жизненная сила. Поэтому Лимонов и книга «Это я, Эдичка». В книге прекрасный язык и ощущается жажда жизни. Это тот случай, где не столь важно про что, а важно как. Это вроде «Аэростата» Гребенщикова – можно ничего не понимать в религии, эзотерике и музыке, но сама атмосфера прослушивания лечит душу. Гнетнев Александр Валерьевич, корреспондент, преподаватель Института филологии
Предпочитаю зарубежную литературу: фантастика погружает в нереальный мир. Нравятся происходящее чудеса, которых нет в реальной жизни. Предпочитаю зарубежную литературу. Анастасия Михайлова, студентка Института филологии
Как выбираете книги, чем руководствуетесь?
1) Желание ознакомиться с важным культурным феноменом своей эпохи, места, мысли; либо 2) Желание погрузиться в актуальный контекст. Бывает, достаточно абзаца в рецензии какого-нибудь медиа. Ну, или поднялся скандал вокруг Большой Книги и «Земли» Елизарова, сразу руки чешутся почитать. Вересов Илья, студент Института филологии, поэт
Тематика и закрытие гештальтов. Ольга Проскурякова, выпускница филологического факультета, спортивный аналитик
Иногда я следую рекомендациям любимых авторов и музыкальных исполнителей. Слежу за новинками детской литературы и литературы для подростков. Читаю отзывы и подборки в книжных интернет-магазинах. Лукашевич Мария Васильевна, старший преподаватель Института филологии
Руководствуюсь своими внутренними потребностями, иногда хочется перечитать Толстого, а иногда просто отдохнуть и почитать какой-нибудь непринуждённый Роман Франсуазы Саган. И конечно, тема и ресурсы играют важную роль. Мария Андреевна Лукьянова, журналистка, преподаватель Института филологии
Люблю тему королевств и всякого такого. Обычно просто читаю описания книг, которые советуют друзья и если нравится, то читаю. Егорова Елена, студентка Института иностранных языков
Руководствуюсь при выборе литературы жанровой принадлежностью. Часто прислушиваюсь к книжным блогерам. Например, calvadoze, Аня bookspace. Также стараюсь не забывать о тех книгах, которые нужно прочесть для зачёта или экзамена в университете. Никита Ефремов, студент Института филологии
Как Вы относитесь к современной художественной литературе?
Современная литература очень разнообразная и интересна. Появляются новые поджанры, смешанные жанры, новые темы для рассуждения. Иногда бывает трудно (но, тем не менее, интересно) читать литературу прошлых веков, поскольку реалии, проблемы и язык слишком отличаются от нашей жизни. Современная же литература даёт нам ответы на вопросы, которые актуальны сейчас. Лукашевич Мария Васильевна, старший преподаватель Института филологии
Очень хорошо, особенно если это метамодерн. Егор Сергеев, поэт
Практически не читаю. Не могу сказать, что это принципиальная позиция, но личный список авторов, которых хотелось бы почитать, полон классическими фамилиями, кажется, что сначала необходимо уделить внимание им.
В целом нормально, но это не в моем вкусе. Многие кажутся слишком типичными. Егорова Елена, студентка Института иностранных языков
Положительно, есть, на мой взгляд, очень хорошие произведения. Хотя, мне больше кажется, что современные писатели пишут для молодых людей и девушек. Может, мне просто попадались такие книги. Закрывать книгу всегда грустно, но ещё более грустно осознавать, что ты не захочешь перечитать ее заново, потому что найти что-то новое в ней уже не получится. Наверное, поэтому я больше люблю классику. Сюзанна Сергеева, студентка института филологии
К современной художественной литературе отношусь хорошо, потому что в ней отражены современные проблемы, конфликты. Анастасия Михайлова, студентка Института филологии
К хорошей современной литературе отношусь так же замечательно, как к хорошей несовременной. Потому что это хорошая литература. Розова Анна Евгеньевна, преподаватель Института филологии
Писатель сегодня - кто это?
Универсальный солдат. Егор Сергеев, поэт
Боюсь, что все. Среди писак это какой-то потерянный в некотором обесценивании человек с идеей, наверное. Или нет. Я не знаю. Алина Копосова, поэтесса
Писатель - человек, открывающий перед читателями, новый мир, отдающий свою душу, впускающий в свои мысли и сердце своих читателей. Сюзанна Сергеева, студентка института филологии
Голос поколения. Человек, который чувствует мир, его проблематику более чутко и не страшится рассказать об этом. Ксения Машкова, поэтесса
Человек, который может рассказать полезную историю для общества. Никита Ефремов, студент Института филологии
Писатели разные. Кто-то бизнесмен, а кто-то за все грехи человеческие болеет. Нилова Анна Юрьевна, директор Института филологии
В одном интервью поэт и музыкант Алексей Никонов из «Последних танков в Париже» говорил, что стих – это эмоция, зажатая в текст. В этом смысле ничего не меняется: и тогда, и сейчас поэты и писатели пропускали через себя время, добавляли в коктейль свои переживания, фобии, радости и комплексы, оформляли все это дело в буквы и отправляли в мир. А потом либо получается коммуникация с читателем, либо нет. Если получается, то читатель видит в написанном незнакомцем что-то свое – происходит эффект узнавания: то, что написали сто лет назад, кажется тебе точным и «будто про тебя нынешнего». Людям интересны только они сами. Они и в книгах хотят видеть себя. Короче говоря, писатель сегодня - это тот, кто схимичит концентрат из эмоций, в котором читатель угадает себя. Гнетнев Александр Валерьевич, корреспондент, преподаватель Института филологии
Для нас с вами, по-прежнему, Пророк и Учитель. Да? Как АБС и, например, Горький. Не виноваты же, скажем, Фрай и Пелевин, что стали писателями "сегодня", а не сто лет назад. Это если мы говорим о хорошем писателе (а о плохом мы и говорить-то не будем). Розова Анна Евгеньевна, преподаватель Института филологии
Есть ли будущее у художественной литературы? Каким Вы его представляете?
Есть. Замечательным. Получать наслаждение, убегать от "свинцовой мерзости реальности", иметь возможность думать, размышлять, расти, становиться Человеком... - эти необходимости в прошлое не уйдут. И всё это даёт литература. Розова Анна Евгеньевна, преподаватель Института филологии
Есть. Представляю его таким же, каким выдалось прошлое и настоящее. Людям нужны сюжеты, нужны герои, нужны истории и сказки. Какими будут эти истории и сказки с их сюжетами и героями - поровну зависит и от писателя, и от читателя зависит ничуть не меньше. Алина Копосова, поэтесса
Есть, всегда будут люди, которые интересуются чтением. Возможно, книги станут меньше по объему, будут разбиты на короткие главы, направлены на развлечение. Марина Аликина, студентка Института Филологии
Читать книги так, как их читали прежде, больше никто не будет. Это никак не связано с тем, что «гении кончились». Это следствие научно-технического прогресса, а также изменения образа жизни. Сейчас люди прикованы к быстрым и визуальным источникам информации. Так устроен человек, он хочет использовать максимум своих органов чувств; привыкает лениться, если есть такая возможность. Сегодня время «картинки».
Кроме этого, чтение всегда было занятием отчасти элитарным. Только в мифах про «самую читающую нацию» крестьяне бросали плуг с лошадью и бежали читать, а советские рабочие, делая деталь, думали о Тютчеве. В реальности акцентированно читала только лишь определенная прослойка интеллектуалов, потому что чтение – это немалый труд. Так и останется. Но это не точно. Гнетнев Александр Валерьевич, корреспондент, преподаватель Института филологии
Современная литература уже стала, в какой-то степени, как современное искусство - не всем понятна, не каждому доступна, кто-то пройдет мимо, а кто-то скажет, что это невероятный прорыв. Я думаю, что художественная литература и дальше будет трансформироваться под современные реалии, становиться более сложной, свободной от каких-то драматургических норм и канонов, она, безусловно, продолжит жить. Это будет литература экспериментов! Хотя я могу ошибаться, ведь классика даже спустя 200-300 лет продолжает жить, продолжает тревожить душу и ум, а значит, через сто лет вряд ли что-то глобально изменится. Поживем - увидим... Мария Андреевна Лукьянова, журналистка, преподаватель Института филологии
Советы / пожелания нашим начинающим авторам:
Не думайте, что все уже было создано и написано до вас, пробуйте, не бойтесь творить. Не старайтесь подражать кому-либо, создавайте свое. Лукашевич Мария Васильевна, старший преподаватель Института филологии
Практикуйте каждый день, пишите любые слова в стол, сразу в публику, куда угодно, главное брать и писать, записывать всё. Алина Копосова, поэтесса
Записывать мысли на аудио. Так не теряется живая речь, чем если формулировать чистовой сразу из головы. Ольга Проскурякова, выпускница филологического факультета, спортивный аналитик
Чаще писать просто так, записывать в обычный блокнот какие-то интересные факты, названия, имена, которые вам встретились за день. Больше читать художественной литературы, чаще обращаться к прецедентным текстам, изучать приёмы языковой игры и применять их на практике. Не останавливаться, советоваться, принимать конструктивную критику, отстаивать свою позицию, слышать людей. Мария Андреевна Лукьянова, журналистка, преподаватель Института филологии
Верьте в силу своих чувств, мыслей, слов. Творчество - не поле боя, а роскошный сад, где мы вкушаем красоту своих и чужих творений. И даже самый маленький неброский цветочек прекрасен, а главное - способен со временем расцвести. Поэтому, не бойтесь говорить о себе и постоянно развивайтесь! Ксения Машкова, поэтесса
Никого не слушайте, делайте то, что нравится. Егор Сергеев, поэт
Надеюсь увидеть в вашем творчестве вас самих. Егорова Елена, студентка Института иностранных языков