***
Искусство – сколько необъятной силы заложено в нем, сколько чарующей искренности и чувственной свободы. Оно формирует эстетический вкус человека, просвещает, способствует формированию личности, указывает на важные жизненные ориентиры. Но главное – искусство способно быть проводником человека в другую реальность, стать отправной точкой во вневременном путешествии, где все мирское остается за пределами внимания. Для этого достаточно открыть глаза?
Нет. Для этого следует открыть душу.
Неискушенному читателю может показаться, что рассказ Василисы Алтынниковой «Абрикосовый цвет» нарушает все устоявшиеся правила литературной композиции – в нем нет традиционной завязки, логического финала, автор не знакомит нас с лирическим героем и не оставляет пространственно-временных маячков. Но все это кажется наивным и нелепым, когда ты с первых строк осознаешь, что автор пускает тебя в святое место – в душу другого человека. Возраст, профессия, характер, хобби или привычки – все это не имеет никакого значения, если автор предлагает нам прикоснуться к душе лирического героя. Повествование в рассказе ведется от первого лица, поэтому с каждой прочитанной строчкой, личность читателя обретает некое единение с образом героя произведения. Погружение в его душу и наконец становление им проходит плавно и органично и вот, спустя пару строк ты уже не разделяешь себя и его.
Герой рассказа вдохновенно и очень подробно описывает прекрасную женщину – какая она, какие интерьеры ее окружают. Однако, в этом очарованном и детализированном воссоздании ее образа, ощущается какая-то необъяснимая отстраненность, скорее даже недосягаемость. Все становится на свои места, когда герой объясняет – «Большего я увидеть не мог. Обзор ограничивали линии острой металлической рамы. Рядом с одним из её углов надпись — Н.М. «Абрикосовый цвет». Выходит, что она всего лишь застывший женский образ, талантливо изображенный на картине?
Герой рассказа выходит из музея и привычной дорогой возвращается домой. Город живет в своем обыденном ритме – машины снуют на дорогах, люди спешат по своим делам, но теперь все это кажется герою «иллюзорным, ненастоящим, призрачным». Испытываемые им чувства, похожи на взволнованное состояние Стендаля после первого визита во Флоренцию, описанное им в книге «Рим, Неаполь и Флоренция» – учащенный пульс, головокружение и, наконец, галлюцинации. По прибытии домой, герой неожиданно засыпает в беспамятстве и также неожиданно просыпается. Его пробуждает образ прекрасной девушки с картины, которая садится на край постели и задает свой волнующий вопрос.
Рассказ Василисы Алтынниковой «Абрикосовый цвет» взволновал мои чувства, и я стала вспоминать – испытывала ли я когда-нибудь похожие впечатления? Была ли в моей жизни картина, способная перенести в другую реальность? И на ум пришла она…
Теплым майским вечером я гуляла по городу и увидела рекламное объявление – в музее изобразительных искусств проходила новая выставка с интригующим и даже романтичным названием «Навстречу солнцу». Без долгих раздумий я решила поддаться внутреннему порыву и пойти навстречу тому самому солнцу. На выставке было представлено множество замечательных картин, написанных отечественными художниками. Все они были посвящены лету, солнцу и теплу – натюрморт с букетом полевого шалфея, пейзаж сельской дороги, украшенный яркими подсолнухами, панорама сказочного Бахчисарая или залитого солнцем Дербента. Каждая картина была наполнена теплом и освещала пространство вокруг себя, лучше любых прожекторов. Но в этом знойном изобилии мое внимание привлек один портрет, скромно украшавший угол выставочного зала. Я стала подходить ближе и время замедлилось. На картине была изображена деревянная оконная рама, а за ней молодая девушка. Ее светлое лицо показалась мне родным и знакомым. Словно, это подруга моего девства, с которой мы познакомились одним летом, когда я гостила у бабушки в деревне, в Заонежье. Я долго смотрела на лицо этой девушки и пыталась услышать ее – о чем она думает, о чем мечтает, что ее тревожит? Я смотрела на нее из окна дома и ненароком стала представлять себе этот дом. Он не был изображен на картине, но я, отчетливо ощущала его, будто наяву. Я видела длинную
деревянную лавочку, застланную тканной дорожкой, старую русскую печку и большой стол, где стоял
горячий самовар. Я вышла из музея спустя полтора часа, но весь вечер мои мысли не покидал ее образ – образ девочки Карины на Соловках, которая была изображена на картине Е.С.Прудниковой.
Кино, живопись, музыка и литература – все это способно унести человека в другую реальность, провести за руку через интересную эпоху, подарить знакомства, которые кажутся фантастичными в нашем реальном мире. Все это возможно, стоит лишь следовать одному важному правилу – откройте свою душу и тогда девушка с картины «Абрикосовый цвет» обязательно задаст вам свой волнующий вопрос.